Музыка от Рубиной. Inno di Gloria

топ 100 блогов cand_orel23.01.2022

«Русская канарейка» — авантюрная трилогия Дины Рубиной, в том числе о музыке и музыкантах... Кипучее, неизбывно музыкальное одесское семейство и – алма-атинская семья скрытных, молчаливых странников… На протяжении столетия их связывает только тоненькая ниточка птичьего рода – блистательный маэстро кенарь Желтухин и его потомки.

«Голос» – вторая книга трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка», семейной саги о «двух потомках одной канарейки», которые встретились вопреки всем вероятиям

Не углубляясь в сюжет книги, отмечу, что на всем протяжении книги «звучит» музыка, и так хочется её реально послушать!

Музыка от Рубиной. Inno di Gloria

– Вспомни: хорал с эфемерным сопрановым соло, будто с небес. Он обрывается на таком болезненно неразрешенном септаккорде – в тот миг, когда Скарпиа подходит к окну и его закрывает… Никто не обращает внимания на этот фрагмент, а зря: это просто сокровенный перл. И история прелестная – Филипп привез из Луки. Оказывается, эта штука, кантата «Inno di Gloria», была написана молодым Пуччини еще на третьем курсе консерватории: просто курсовая работа, представляешь? А слова написал его приятель Микеле Коньоли, тоже композитор, но совершенно бездарный. К концу обучения этот Коньоли уяснил себе положение вещей и, особо не унывая, открыл в городе мясную лавку, в которой, кстати, и сегодня успешно торгуют его упитанные потомки. А слова кантаты поразительные, сакральные – бог знает, откуда их взял этот мясник! Но вот что интересно: Пуччини писал вовсе не для сопрано, а для контратенора – был такой у него приятель, Риккардо Бруни, влюбленный в него, красавца. Не знаю, чем там дело кончилось, но позже Пуччини подарил этот фрагмент страстной Тоске – у него даром ни одной ноты не пропадало. И вот уже сотню лет эту кантату терзают драматические сопрано…

Sale ascende l'uman cantico
varca spazi varca celi
Per ignoti soli empirei
profetati dai Vangeli
a te giunge o re dei re
A te quest'inno di gloria voli
Sommo Iddio della vittoria.

Восходит ввысь, от людей, гимн,
Что летит сквозь пространства и небеса,
Через неизвестные одинокие эмпиреи,
Предсказанные Евангелиями
К Тебе возносятся, Царь царей.
К Тебе этот гимн славы летит
Высший Бог, давший победу.

Перевод с итальянского - Борис Тараканов

Кантата "Inno di Gloria" ("Гимн Славы") была написана молодым Джакомо Пуччини в качестве курсовой работы по хоровой композиции на третьем курсе консерватории города Lucca и изначально представляло собой чисто хоровое произведение в сопровождении органа (орган при это дублировал хоровую партитуру), однако подготовленная также к исполнение хором или вокальным ансамблем a-capella. Собственно написана была только первая часть кантаты, на стихи его друга, тоже композитора Микеле Коньоли, который, по слухам, написал в качестве дипломной работы довольно бездарную оперу на сюжет греческого мифа о Персее и Андромеде, из которой внимания заслуживала только ария Медузы Горгоны. Уяснив к окончанию консерватории свою полную композиторскую несостоятельность, Микеле открыл в городе мясную лавку, которая успешно функционирует и по сей день, управляемая не в меру упитанными потомками так и не состоявшегося композитора.

У Пуччини, как известно, ни одной ноты даром не пропадало, и созданное им в счастливые учебные годы нотное наследие был аккуратно размазано по всем его гениальным операм. Даже Мессе "Di Gloria" досталось... Кантата "Inno di Gloria" тоже не оказалась исключением и была введена Пуччини в сюжет оперы "Tosca": «Кабинет барона Скарпия на верхнем этаже дворца Фарнезе. На нижних этажах здания проходит банкет, устроенный королевой Неаполитанской по случаю победы генерала Меласа над войсками Наполеона»

На вышеуказанный банкет Пуччини решил подать, блюдо, приготовленное им в студенческие годы, но с новой приправой в виде солистки (органу в рецепте места не нашлось), пустив его в качестве гарнира к основному блюду отнюдь не из банкетного меню - к действию, происходящему на авансцене: «Скарпия сидит за накрытым столом в ожидании. Он уверен, что она откажется от Марио и подчинится его власти («Ha più forte sapore la conquista violenta»). Входит его агент, Сполетта, который арестовал Каварадосси, однако не нашёл Анджелотти. Скарпия допрашивает арестованного художника, но тот отрицает всякую связь с Анджелотти.»

Действие динамичное, наполненное темпераментными диалогами и драматургическим напряжением. Именно по этому мало кто обращает внимание на маленький шедевр, звучащий за сценой. После значительной переработки Пуччини кантата заиграла новыми красками и обрела способность претендовать на самостоятельное произведение. Однако по сюжету, на кульминации в кантате, Скарпиа в раздражении закрывает окно, звуки кантаты смолкают и... шедевр превращается в обрубок. А чем иначе объяснить практически полное отсутствие внимания исполнителей к этому интересному и довольно оригинальному сочинению прославленного автора?

(http://www.choirwiki.com/Inno_di_Gloria)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда я впервые прочитала в детстве "Трех мушкетеров", то названия незнакомых городов - а они все были незнакомыми, кроме Парижа и Лондона :) - звучали как-то сказочно-заманчиво. Воображение рисовало мне... впрочем, уже не помню, что оно там рисовало, и предлагаю увидеть, как Тарб, Менг ...
С Днём Победы! Я вот заметил за последние несколько лет, что всё больше людей в моём окружении предпочитают отмечать этот день не девятого мая, как мы делали с детства, а восьмого. Это такая интересная штука, когда вроде как можно и не говорить, почему так делают, но всё ведь и так ...
В пятницу по Первому каналу показывали фильм "Все умрут, а я ...
Адольф Гитлер на свадьбе Германа Геринга и Эмми Зоннеманн. Каринхалл, Германия, 10 апреля 1935 г. ...
В России царь на троне, война, падение экономики, черносотенные настроения, ксенофобия и ненависть. В недавно обретшей независимость Украине разброд и шатание, скинули гетьмана, половина страны хочет свободы и суверенитета, половина устала от войны и хочет мира, они никак не могут ...