рейтинг блогов

Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

топ 100 блогов ru_aviation21.02.2023 В этом году я еще умудрился добраться до авиационного музея "Крылья Победы" в Верхней Пышме. Поэтому начну потихоньку описывать экспонаты из его коллекции. Начнем с уличной экспозиции. До появления М-4, самым крупным самолетом перед корпусом музея был Ту-16ЛЛ — летающая лаборатория для всевозможных натурных испытаний. Значительную часть переоборудованных самолётов составляли лаборатории для испытания новых авиационных двигателей. В грузовом отсеке монтировался агрегат с гидроприводом, который выпускал испытуемый двигатель вниз. Для аварийных случаев имелся механизм сброса. Всего для испытания двигателей было переоборудовано 9 самолётов. Самолёты эксплуатировались 30 лет, и на них были испытаны почти все советские ТРД 2-го и 3-го поколений. Также было несколько Ту-16 с другими экспериментальными устройствами, все они проходили как «летающие лаборатории». 1 февраля 1971 года на одном из таких самолётов погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.
Авиационный музей "Крылья Победы" в Верхней Пышме.
все, что у меня есть по Ту-16


Ту-16ЛЛ с бортовым номером 05 и заводским 8204105, серийный 41-05. Трудился в ЛИИ Громова (МАП). Построен в апреле 1958 года на КАЗ 22. В 1992 году судя по всему был списан, а в 2017 году попал в музей в Верхней Пышме.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Начиная с 1954 года, на базе Ту-16 был создан ряд летающих лабораторий. Самую большую группу самолетов Ту-16ЛЛ составили универсальные летающие лаборатории для испытаний турбореактивных двигателей. Первым из этих ТРД стал АЛ-7Ф, под который к 1 сентября 1955 года переоборудовали самолет No.1880403.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Всего же для испытаний двигателей переоборудовали девять Ту-16. При этом с самолетов снимали все вооружение, створки грузоотсека заменяли на специальные обтекатели, различные по форме в зависимости от подвешиваемого двигателя (проводились испытания ТРД внешним диаметром до 2 м).
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

В грузоотсеке монтировался подвижный механизм с гидроприводом, который выдвигал опытный двигатель в поток и убирал его в грузоотсек, а также мог сбросить аварийно. Для исключения попадания в испытуемый двигатель посторонних предметов на земле, при взлете и посадке входное устройство закрывалось убирающимся обтекателем. Ту-16ЛЛ оснащался рабочим местом инженера-испытателя, органами управления двигателем, контрольно-записывающей аппаратурой, другим дополнительным оборудованием, а в его системы вносились необходимые изменения.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

За 30 лет эксплуатации на Ту-16ЛЛ были испытаны почти все советские ТРД 2-го и 3-го поколений, а также многие двигатели 4-го поколения, в т.ч.: НК-8, Д-30, Р15Б-300, Д-36, АЛ-7Ф, Р-29, Р-95 и др.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

С 1957 года по апрель 1959 года в ЛИИ проводились испытания Ту-16 No.1882808, оснащенного двигателями с реверсом тяги РД-ЗМР, что позволило сократить длину пробега на 30-35% (с 1500 м до 950 м).
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

По итогам этих испытаний было создано реверсивное устройство для Ту-104. В 1961 году на том же Ту-16 проводились наземные испытания шумопоглощающих сопел лепестковой и трубчатой конструкции. Обе работы по различным причинам не привели к созданию серийных образцов.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Во второй половине 1950 годов один из серийных Ту-16 переделали в ЛЛ для испытаний автомата вздыбливания основных опор шасси тяжелого сверхзвукового бомбардировщика М-50. На машине проводились только наземные исследования.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

При создании еще одной машины той же фирмы - высотного самолета М-17, потребовалось проведение летных экспериментов еще до постройки опытных экземпляров этого аппарата. Одна из ЛЛ на базе Ту-16, названная 17ЛЛ-1, с ноября 1978 года использовалась для отладки высотного двигателя РД36-51В.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Другая -17ЛЛ-2 - была создана на базе Ту-16К-10, с которого сняли все вооружение и заменили переднюю часть фюзеляжа, установив вместо нее носовую часть самолета М-17 с комплектом опытного оборудования и подвижной пушечной установкой. В ходе испытаний проводились стрельбы противоаэростатными фугасно-зажигательными боеприпасами по аэростатам-мишеням.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Несколько Ту-16 были использованы для других видов испытаний. Так, Ту-16 со стрелковой установкой ДК-20 предназначался для летных испытаний пушечной установки для Ту-22. При создании беспилотного самолета-снаряда "121", а затем и разведчика "123" "Ястреб" в начале 1960 годов на базе Ту-16 силами ОКБ-156 была оборудована ЛЛ для испытаний телеметрической аппаратуры.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Примерно в то же время с целью ускорения отработки комплекса К-22 для самолетов Ту-22К, Ту-22М и Ту-95К-22 была создана летающая лаборатория Ту-16К-22. На другой ЛЛ в ЛИИ проводились испытания противообледенительных систем самолетов. Для этого сверху фюзеляжа вертикально устанавливалась исследуемая поверхность и крепились специальные распылительные устройства.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Как вы можете видеть, что даже в самом хорошем музее, самолет выставленный под открытым небом быстро приходит в состояние требующее периодической реставрации...
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Ту-16ЛЛ на фоне корпуса музея.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Крупнее.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Общий вид спереди.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Самолет заботливо поднят на подставки, что упрощает обслуживание стоек и сохраняет резину.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Общий вид.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Воздухозаборник ТРД РД-3М.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Остекление кабины экипажа.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Чуть более общий вид.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Продолжаем рассматривать кабину со всех сторон.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Остекление кабины летчиков.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Основная стойка.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Передняя стойка со створками нишы.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

И пробираемся под брюшко. Тут располагается самое интересное: в грузоотсеке смонтирован подвижный механизм с гидроприводом?
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Как уже выше писали, этот механизм выдвигал опытный двигатель в поток и убирал его в грузоотсек, а также мог сбросить аварийно!
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Отдельные элементы крепления.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

А это что? Как видите, даже здесь все покрывают ровным слоем краски не особо разбираясь чего и как. Еще лет через пять уже трудно будет различить отдельные элементы под слоями краски.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Основная стойка на подставках.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Поворотный механизм?
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Крепления и подводы...
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Вид снизу.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

И такой необычный обтекатель, отбойник выхлопных газов?
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

А теперь взглянем со стороны хвоста. Я не могу понять функционал этого узла?
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Тут тоже много слоев краски.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Общий вид со стороны хвоста.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

И со стороны носа.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Выходное отверстие двигателя закрыто заглушкой.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Блистеры...
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

А что зто за кракозябля? Это уже позже ее примострячили? Или это изначально для открытия иллюминатора?
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

А это что за трубы?
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Есть ли там двигатель?
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Общий вид сзади.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Оборонительное вооружение снято.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Гондола для уборки шасси.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Общий вид самолета сзади.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Оператор испытательного двигателя тут сидел?
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Правая консоль крыла.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Хвостовое оперение.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Носовая часть.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Снова основные стойки.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Ниша, вид в сторону носа.
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

На внутренних колесах резина тертая...
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

Консоль с хлопунами? Последствия сборки-разборки?
Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

ЛТХ:
Модификация Ту-16ЛЛ
Размах крыльев, м 33.0
Длина, м 34.8
Высота, м 10.4
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
пустого самолета 37200
нормальная взлетная 72000
максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Скорость, км/ч
максимальная 1050
крейсерская 850
Перегоночная дальность, км 7200
Дальность полета, км 5925
Боевой радиус действия, км 3150
Практический потолок, м 12300
Экипаж, чел 7

Ну а мы двигаемся к следующим экспонатам...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Моногамия – признак ограниченности индивида! – говорил Анькин принц и предлагал поискать подружку, которая согласится помочь ей (то бишь Анне), покончить с их ограниченностью. Анька кивала головой, таяла под взглядом голубых огненных глаз (огненными полагается звать глаза карие, ...
У нас Христос воскрес, дорогие! А вас ждем у опустевшего Гроба, и надеемся на будущий год. Кажется, в будущем году празднуем ...
Милорадович Сергей Дмитриевич. Путешествие Аввакума по Сибири. 1898 ...
1. Помогите, пожалуйста, с устройством детской. Мы проектируем сейчас комнату для двоих детей, погодок,  и встал вопрос насколько важно детям, чтобы у них были одинаковые гаджеты? По замыслу у одной из кроватей должен быть спуск-горка, а у другой качели, но вот стала сомневаться, не б ...
В конце телесезона телевизионщики уходят кто куда Известно: Бог троицу любит. И хотя телевизионщики ходят совсем под другим «богом», правило это оказалось применимо и к ним. Сразу три программы приказали долго жить — в один и тот же воскресный ...