рейтинг блогов

Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

топ 100 блогов ru_aviation15.02.2023 Ту-16П «Букет» (Badger J) — Самолёт РЭБ групповой защиты. Оснащался станцией постановки активных помех «Букет». Часть самолётов была переоборудована из Ту-16СПС.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.
Музей дальней авиации в Дягилево.
все, что есть по Ту-16
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Ту-16П(Е/ЕР/Е-ХР) с бортовым номером 04 и заводским 1883511. Построен в марте 1958 года на ГАЗ 1.
С 1958 по 1963 годы летал с бортовым 29 в ВВС СССР.С 1963 по 1988 год летал в 219-й ОДРАП с бортовым номером 04.
Музейный экземпляр был построен на Куйбышевском авиазаво­де 1, находился в составе 1-й авиационной эска­дрильи 219-го одрап (гарнизон Спасск-Дальний). В Рязань самолёт перегнал экипаж командира эска­дрильи подполковника Александра Захаровича Фё­дорова осенью 1992 года, и он был передан музею.
Самолёт не разукомплектовывался, за исклю­чением блоков СРЗО-2М (система опознавания) и контейнеров станции радиотехнической разведки (СРС-3), которые подвешивались под плоскостями. В хвостовой части фюзеляжа находится станция по­мех «Сирень». В 2012 году борт перекрасили. Са­молёт оборудован крыльевой системой дозаправки топливом в полёте. В центральной части фюзеляжа находится кабина оператора РЭБ, в обязанности ко­торого входило ведение радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки. Стрелково-пушечное вооружение (спаренные верхняя и нижняя пушеч­ные установки и носовая пушка) выведено из бое­вого состояния. Свободного доступа в самолёт нет, входные люки заблокированы. Под Ту-16Р установ­лены две ракеты на своих штатных тележках - КСР-2 и КСР-11.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система "Букет", которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему "Букет" входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете - СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс "Н" означал, что станция предназначена для изделия "Н"). Самолеты, оборудованные системой "Букет", обозначались Ту-16П или изделие "НП" (иногда - Ту-16П "Букет" или Ту-16 "Букет"). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Для своего времени "Букеты" были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время "Букеты" имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками "Букета", представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один - типа ПТ-6000, питавшие "Букет" переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков "Букета", закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа - управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Начиная с 1962 года, системой "Букет" было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 - СПС-ЗЗН, 28 - СПС-44Н и 20 - СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16 "Елка", а также некоторые другие модификации самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы "Букет" чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Поэтому "Букет" в 1972 году пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча. 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой "Фикус". Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами No.34 и No.45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту-16П No.1882409 и No.1883117.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

На одну из серийных куйбышевских машин (No.1882106) планировали установить опытную аппаратуру "Силикат", комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 года. Несколько позднее вместо "Силиката" на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех "Фонарь", однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 60-х годов серийный Ту-16П No.5202907 оборудовали станцией СПС-100 "Резеда-АК". С самолета сняли прицел "Аргон" и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 "Сирена-3".
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 года, некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 "Кактус", блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

В течение 1970-80 годов оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта "Сирень". Блоки станций "Сирень" располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные -в районе первого шпангоута фюзеляжа.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

21 июля 1959 года вышло Постановление Совмина No.832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту-16. На основании этого документа на базе серийной УР класса "воздух-воздух" К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 "Автострада-1".
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П No.8204130 до начала 1964 г. и показали, что в данном виде она неприемлема, полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

С учетом полученного опыта в 1964 году развернулось создание новой противорадиолокационной системы "Пилон", включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией "Букет" и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 года небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

А мы двигаемся дальше и рассматриваем самолет. Вентиляционный люк двигателя.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Основная стойка с 4 колесами.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Это тоже авиационная крылатая ракета КСР-2?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Что здесь: ТРД РД-3М или РД-3М-500?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Хвостовая часть увеличена для установки оборудования.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Блистер в хвостовой части самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Горизонтальное оперение с рулем высоты.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид сзади.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Крупнее дополнительный контейнер с оборудованием.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Что там и как там все устроено?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид хвостового оперения.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Панорама.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

КСР-2 (изделие 085, по классификации НАТО AS-5 Kelt) — советская крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-16, разрабатывалась в качестве замены противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Оснащалась фугасной боевой частью, однако могла нести и ядерную БЧ мегатонного класса.
Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также наземных — железнодорожных мостов, плотин и др.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Левый элерон.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Вроде как на законцовке тут установлена система дозаправки в воздухе крыло в крыло?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Вот тут лучше видно.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Ракета разработана в ОКБ-155-1 под руководством А. Я. Березняка. Жидкостный ракетный двигатель разработан КБ-300 А. М. Исаева. Система управления «Рубикон» разработки ОКБ-238. Опытное производство ракет осуществлялось на заводе № 256 в г. Дубне, серийное производство — на Смоленском заводе № 475.
Лётные испытания ракеты в составе комплекса К-16 начались в 1958 году, для чего Туполевское ОКБ-256 переоборудовало два самолёта Ту-16 оснастив их системой «Рубикон». Во время испытаний выполнено 22 полёта и 11 пусков как по морским, так и по наземным целям.
Ракетный комплекс К-16 был принят на вооружение в 1961 году. Несколько таких систем были приобретены Египтом. В 1968 году проведена доработка ракеты КСР-2 для обеспечения возможности пусков её с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индекс КСР-24 и включали новый двухрежимный ЖРД С5.6.0000.0 разработки КБХМ им. А. М. Исаева.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Но такие ракеты на именно этом самолете вроде как не использовались?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Носовая часть самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Тут же лежит ФАБ-9000...
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Бомбы и Ту-16П.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Крупнее кабина самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Воздухозаборники РД-3...
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Чуть более общий вид. У меня было очень мало времени и приходилось все делать быстро и не очень последовательно:-)))
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Кабина штурмана.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Пушечное вооружение 23-мм пушка АМ-23.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Лобовое стекло кабины.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Носовая стойка.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид спереди.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Попытка разглядеть оборудование в кабине штурмана.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Голубь в воздухозаборнике.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Вид из под самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Из травы...
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Снова самолет и бомбы. Но и они не использовались на этом самолете.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

И опять остекление кабины штурмана.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Кабины пилотов.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Антенны за кабиной.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Воздухозаборник двигателя.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Консоль крыла.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид слева, длина 35,2 метра вместо стандартных 34,8....
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Панорама
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Удлиненная хвостовая часть.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Киль с рулем направления.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

На самолётах Ту-16 активную роль здесь играл заправляемый самолет. Он подходил сзади справа к заправщику. Тот в это время выпускал из законцовки правой консоли топливный шланг со стабилизирующим парашютом и замком на конце. Шланг полностью выходил из крыла и далее за ним выходил присоединенный к нему трос длинной 30 м. Бомбардировщик маневрировал таким образом, чтобы положить край своего крыла на усиленный концевой участок шланга. При соскальзывании шланга с законцовки крыла бомбардировщика шланг ловился крюком, который втягивал шланг в заправочную горловину.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Крупнее законцовка заправляемого...
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Лобик крыла.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид самолета в музее.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Кабина самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид справа.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Законцовка правой консоли крыла.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Самая задняя часть фюзеляжа.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Место крепления этого дополнительного контейнера.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид самолета сзади.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Крупнее
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Тут явно не хватает какой то заглушки?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Руль направления.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Гондола для уборки шасси.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Законцовка горизонтального оперения.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Еще один общий вид.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

И в завершении гордый вид:-)))
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

ЛТХ:
Модификация Ту-16П
Размах крыльев, м 33.00
Длина, м 35.20
Высота, м 10.40
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
пустого самолета 37200
нормальная взлетная 72000
максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 780
Перегоночная дальность, км 7200
Боевой радиус действия, км 3100
Практический потолок, м 12200
Экипаж, чел 9

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Центральная площадь Хосе Марти. Памятник Хосе Марти Это бывший монастырь Триумфальная арка. Для Кубы это большая редкость Осмотрев площадь, мы пошли гулять по городу Скромный мотоцикл И пустые улицы Сьенфуэгоса А это мы зашли в ста ...
Координационный совет оппозиции (КСО) прекратил свое существование. Сегодня должно было состояться его последнее заседание, однако не хватило кворума. Как сообщает ИТАР-ТАСС, из 40 членов КСО в зале присутствовали лишь девять. Год назад я написал немало постов, пытаясь убедить ...
Я не знаю как у вас, но у нас на фабрике определить что у женщины менструация очень просто - она прется в сортир с ридикюлем. Девушки, ну объясните мне, на хуя? Тампон ведь или прокладку легко в руке заныкать, зачем тащиться с чемоданом в ...
Это случилось два месяца назад. Точно помню, что была среда. Я торопился домой, жена устраивала какой-то семейный праздник. Около семи часов вечера я вышел из офиса, добежал до ...
[ Готтовим! ] Бейгл (англ. Bagel/Beigel от идиш בייגל , бейгл, мн. בײגעלעך , бе́йгелех , бе́йгелах — разнообразные закрученные изделия из обыкновенно начинённого теста) — выпечка в форме тора из предварительно обваренного дрожжевого теста. Бейгл стал популярным в ...