рейтинг блогов

Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

топ 100 блогов ru_aviation15.02.2023 Ту-16П «Букет» (Badger J) — Самолёт РЭБ групповой защиты. Оснащался станцией постановки активных помех «Букет». Часть самолётов была переоборудована из Ту-16СПС.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.
Музей дальней авиации в Дягилево.
все, что есть по Ту-16
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Ту-16П(Е/ЕР/Е-ХР) с бортовым номером 04 и заводским 1883511. Построен в марте 1958 года на ГАЗ 1.
С 1958 по 1963 годы летал с бортовым 29 в ВВС СССР.С 1963 по 1988 год летал в 219-й ОДРАП с бортовым номером 04.
Музейный экземпляр был построен на Куйбышевском авиазаво­де 1, находился в составе 1-й авиационной эска­дрильи 219-го одрап (гарнизон Спасск-Дальний). В Рязань самолёт перегнал экипаж командира эска­дрильи подполковника Александра Захаровича Фё­дорова осенью 1992 года, и он был передан музею.
Самолёт не разукомплектовывался, за исклю­чением блоков СРЗО-2М (система опознавания) и контейнеров станции радиотехнической разведки (СРС-3), которые подвешивались под плоскостями. В хвостовой части фюзеляжа находится станция по­мех «Сирень». В 2012 году борт перекрасили. Са­молёт оборудован крыльевой системой дозаправки топливом в полёте. В центральной части фюзеляжа находится кабина оператора РЭБ, в обязанности ко­торого входило ведение радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки. Стрелково-пушечное вооружение (спаренные верхняя и нижняя пушеч­ные установки и носовая пушка) выведено из бое­вого состояния. Свободного доступа в самолёт нет, входные люки заблокированы. Под Ту-16Р установ­лены две ракеты на своих штатных тележках - КСР-2 и КСР-11.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система "Букет", которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему "Букет" входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете - СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс "Н" означал, что станция предназначена для изделия "Н"). Самолеты, оборудованные системой "Букет", обозначались Ту-16П или изделие "НП" (иногда - Ту-16П "Букет" или Ту-16 "Букет"). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Для своего времени "Букеты" были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время "Букеты" имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками "Букета", представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один - типа ПТ-6000, питавшие "Букет" переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков "Букета", закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа - управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Начиная с 1962 года, системой "Букет" было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 - СПС-ЗЗН, 28 - СПС-44Н и 20 - СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16 "Елка", а также некоторые другие модификации самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы "Букет" чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Поэтому "Букет" в 1972 году пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча. 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой "Фикус". Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами No.34 и No.45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту-16П No.1882409 и No.1883117.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

На одну из серийных куйбышевских машин (No.1882106) планировали установить опытную аппаратуру "Силикат", комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 года. Несколько позднее вместо "Силиката" на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех "Фонарь", однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 60-х годов серийный Ту-16П No.5202907 оборудовали станцией СПС-100 "Резеда-АК". С самолета сняли прицел "Аргон" и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 "Сирена-3".
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 года, некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 "Кактус", блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

В течение 1970-80 годов оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта "Сирень". Блоки станций "Сирень" располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные -в районе первого шпангоута фюзеляжа.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

21 июля 1959 года вышло Постановление Совмина No.832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту-16. На основании этого документа на базе серийной УР класса "воздух-воздух" К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 "Автострада-1".
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П No.8204130 до начала 1964 г. и показали, что в данном виде она неприемлема, полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

С учетом полученного опыта в 1964 году развернулось создание новой противорадиолокационной системы "Пилон", включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией "Букет" и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 года небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

А мы двигаемся дальше и рассматриваем самолет. Вентиляционный люк двигателя.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Основная стойка с 4 колесами.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Это тоже авиационная крылатая ракета КСР-2?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Что здесь: ТРД РД-3М или РД-3М-500?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Хвостовая часть увеличена для установки оборудования.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Блистер в хвостовой части самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Горизонтальное оперение с рулем высоты.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид сзади.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Крупнее дополнительный контейнер с оборудованием.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Что там и как там все устроено?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид хвостового оперения.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Панорама.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

КСР-2 (изделие 085, по классификации НАТО AS-5 Kelt) — советская крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-16, разрабатывалась в качестве замены противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Оснащалась фугасной боевой частью, однако могла нести и ядерную БЧ мегатонного класса.
Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также наземных — железнодорожных мостов, плотин и др.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Левый элерон.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Вроде как на законцовке тут установлена система дозаправки в воздухе крыло в крыло?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Вот тут лучше видно.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Ракета разработана в ОКБ-155-1 под руководством А. Я. Березняка. Жидкостный ракетный двигатель разработан КБ-300 А. М. Исаева. Система управления «Рубикон» разработки ОКБ-238. Опытное производство ракет осуществлялось на заводе № 256 в г. Дубне, серийное производство — на Смоленском заводе № 475.
Лётные испытания ракеты в составе комплекса К-16 начались в 1958 году, для чего Туполевское ОКБ-256 переоборудовало два самолёта Ту-16 оснастив их системой «Рубикон». Во время испытаний выполнено 22 полёта и 11 пусков как по морским, так и по наземным целям.
Ракетный комплекс К-16 был принят на вооружение в 1961 году. Несколько таких систем были приобретены Египтом. В 1968 году проведена доработка ракеты КСР-2 для обеспечения возможности пусков её с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индекс КСР-24 и включали новый двухрежимный ЖРД С5.6.0000.0 разработки КБХМ им. А. М. Исаева.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Но такие ракеты на именно этом самолете вроде как не использовались?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Носовая часть самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Тут же лежит ФАБ-9000...
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Бомбы и Ту-16П.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Крупнее кабина самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Воздухозаборники РД-3...
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Чуть более общий вид. У меня было очень мало времени и приходилось все делать быстро и не очень последовательно:-)))
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Кабина штурмана.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Пушечное вооружение 23-мм пушка АМ-23.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Лобовое стекло кабины.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Носовая стойка.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид спереди.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Попытка разглядеть оборудование в кабине штурмана.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Голубь в воздухозаборнике.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Вид из под самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Из травы...
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Снова самолет и бомбы. Но и они не использовались на этом самолете.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

И опять остекление кабины штурмана.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Кабины пилотов.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Антенны за кабиной.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Воздухозаборник двигателя.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Консоль крыла.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид слева, длина 35,2 метра вместо стандартных 34,8....
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Панорама
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Удлиненная хвостовая часть.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Киль с рулем направления.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

На самолётах Ту-16 активную роль здесь играл заправляемый самолет. Он подходил сзади справа к заправщику. Тот в это время выпускал из законцовки правой консоли топливный шланг со стабилизирующим парашютом и замком на конце. Шланг полностью выходил из крыла и далее за ним выходил присоединенный к нему трос длинной 30 м. Бомбардировщик маневрировал таким образом, чтобы положить край своего крыла на усиленный концевой участок шланга. При соскальзывании шланга с законцовки крыла бомбардировщика шланг ловился крюком, который втягивал шланг в заправочную горловину.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Крупнее законцовка заправляемого...
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Лобик крыла.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид самолета в музее.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Кабина самолета.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид справа.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Законцовка правой консоли крыла.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Самая задняя часть фюзеляжа.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Место крепления этого дополнительного контейнера.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Общий вид самолета сзади.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Крупнее
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Тут явно не хватает какой то заглушки?
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Руль направления.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Гондола для уборки шасси.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Законцовка горизонтального оперения.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

Еще один общий вид.
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

И в завершении гордый вид:-)))
Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.

ЛТХ:
Модификация Ту-16П
Размах крыльев, м 33.00
Длина, м 35.20
Высота, м 10.40
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
пустого самолета 37200
нормальная взлетная 72000
максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 780
Перегоночная дальность, км 7200
Боевой радиус действия, км 3100
Практический потолок, м 12200
Экипаж, чел 9

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вячеслав Ховаев. «Ленин на Луне». 1960 год Ещё в тему сегодняшней даты — дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина. «Дорогие товарищи! Ещё в конце 1921 года, когда Советское государство залечивало тяжёлые раны Гражданской войны, великий Ленин в беседе с инженерами-изобретателями ...
   Эх, ну что же это такое? Так хотелось приготовить красивый тортик! И рецепт нашла оригинальный и всё шло по плану и должно было получиться вот так:    Ну или хотя бы так:      Или даже вот так:     А получилось ...
Пару месяцев назад мой ЖЖ-френд blackstonebite спросил, не могу ли я что-нибудь сказать по поводу одной фотографии, которая была им на сайтах отловлена как иллюстрация "французских зверств в Алжире". Снимок под катом, извините. Я, посмотрев, сказала, что не видела его раньше, но ...
Завтра начнется наше новое приключение, рюкзак уже собран, камеры упакованы, шнурки поглажены. Но мартовская поездка на Ямал никак не отпускает, во сне я все еще вижу оленей, а календарь отсчитывает дни до следующего приезда. Каким он был, наш Ямал? Всего 9 дней от самолета до самолета, а ...
В последний октябрьский день выпал первый снег в Подмосковье. Октябрьский снег на сентябринках.. Вполне ожидаемо, кстати. Снег очень часто в конце октября у нас выпадает. Покров, праздник, тот же вообще в середине месяца, и тоже зачастую снег бывает.. А до этого два дня удивительно ...