Музей дальней авиации в Дягилево: самолет РЭБ Ту-16П.
ru_aviation — 15.02.2023 Ту-16П «Букет» (Badger J) — Самолёт РЭБ групповой защиты. Оснащался станцией постановки активных помех «Букет». Часть самолётов была переоборудована из Ту-16СПС.Музей дальней авиации в Дягилево.
все, что есть по Ту-16
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Ту-16П(Е/ЕР/Е-ХР) с бортовым номером 04 и заводским 1883511. Построен в марте 1958 года на ГАЗ 1.
С 1958 по 1963 годы летал с бортовым 29 в ВВС СССР.С 1963 по 1988 год летал в 219-й ОДРАП с бортовым номером 04.
Музейный экземпляр был построен на Куйбышевском авиазаводе 1, находился в составе 1-й авиационной эскадрильи 219-го одрап (гарнизон Спасск-Дальний). В Рязань самолёт перегнал экипаж командира эскадрильи подполковника Александра Захаровича Фёдорова осенью 1992 года, и он был передан музею.
Самолёт не разукомплектовывался, за исключением блоков СРЗО-2М (система опознавания) и контейнеров станции радиотехнической разведки (СРС-3), которые подвешивались под плоскостями. В хвостовой части фюзеляжа находится станция помех «Сирень». В 2012 году борт перекрасили. Самолёт оборудован крыльевой системой дозаправки топливом в полёте. В центральной части фюзеляжа находится кабина оператора РЭБ, в обязанности которого входило ведение радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки. Стрелково-пушечное вооружение (спаренные верхняя и нижняя пушечные установки и носовая пушка) выведено из боевого состояния. Свободного доступа в самолёт нет, входные люки заблокированы. Под Ту-16Р установлены две ракеты на своих штатных тележках - КСР-2 и КСР-11.
Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система "Букет", которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему "Букет" входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот.
Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете - СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс "Н" означал, что станция предназначена для изделия "Н"). Самолеты, оборудованные системой "Букет", обозначались Ту-16П или изделие "НП" (иногда - Ту-16П "Букет" или Ту-16 "Букет"). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.
Для своего времени "Букеты" были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время "Букеты" имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками "Букета", представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува.
Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один - типа ПТ-6000, питавшие "Букет" переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков "Букета", закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа - управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.
Начиная с 1962 года, системой "Букет" было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 - СПС-ЗЗН, 28 - СПС-44Н и 20 - СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16 "Елка", а также некоторые другие модификации самолета.
Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы "Букет" чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов.
Поэтому "Букет" в 1972 году пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча. 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой "Фикус". Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами No.34 и No.45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту-16П No.1882409 и No.1883117.
На одну из серийных куйбышевских машин (No.1882106) планировали установить опытную аппаратуру "Силикат", комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 года. Несколько позднее вместо "Силиката" на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех "Фонарь", однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 60-х годов серийный Ту-16П No.5202907 оборудовали станцией СПС-100 "Резеда-АК". С самолета сняли прицел "Аргон" и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 "Сирена-3".
В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 года, некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 "Кактус", блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе.
В течение 1970-80 годов оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта "Сирень". Блоки станций "Сирень" располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные -в районе первого шпангоута фюзеляжа.
21 июля 1959 года вышло Постановление Совмина No.832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту-16. На основании этого документа на базе серийной УР класса "воздух-воздух" К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 "Автострада-1".
После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П No.8204130 до начала 1964 г. и показали, что в данном виде она неприемлема, полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д.
С учетом полученного опыта в 1964 году развернулось создание новой противорадиолокационной системы "Пилон", включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией "Букет" и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 года небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.
А мы двигаемся дальше и рассматриваем самолет. Вентиляционный люк двигателя.
Основная стойка с 4 колесами.
Это тоже авиационная крылатая ракета КСР-2?
Что здесь: ТРД РД-3М или РД-3М-500?
Хвостовая часть увеличена для установки оборудования.
Общий вид.
Блистер в хвостовой части самолета.
Горизонтальное оперение с рулем высоты.
Общий вид сзади.
Крупнее дополнительный контейнер с оборудованием.
Что там и как там все устроено?
Общий вид хвостового оперения.
Панорама.
КСР-2 (изделие 085, по классификации НАТО AS-5 Kelt) — советская крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-16, разрабатывалась в качестве замены противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Оснащалась фугасной боевой частью, однако могла нести и ядерную БЧ мегатонного класса.
Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также наземных — железнодорожных мостов, плотин и др.
Левый элерон.
Вроде как на законцовке тут установлена система дозаправки в воздухе крыло в крыло?
Вот тут лучше видно.
Ракета разработана в ОКБ-155-1 под руководством А. Я. Березняка. Жидкостный ракетный двигатель разработан КБ-300 А. М. Исаева. Система управления «Рубикон» разработки ОКБ-238. Опытное производство ракет осуществлялось на заводе № 256 в г. Дубне, серийное производство — на Смоленском заводе № 475.
Лётные испытания ракеты в составе комплекса К-16 начались в 1958 году, для чего Туполевское ОКБ-256 переоборудовало два самолёта Ту-16 оснастив их системой «Рубикон». Во время испытаний выполнено 22 полёта и 11 пусков как по морским, так и по наземным целям.
Ракетный комплекс К-16 был принят на вооружение в 1961 году. Несколько таких систем были приобретены Египтом. В 1968 году проведена доработка ракеты КСР-2 для обеспечения возможности пусков её с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индекс КСР-24 и включали новый двухрежимный ЖРД С5.6.0000.0 разработки КБХМ им. А. М. Исаева.
Но такие ракеты на именно этом самолете вроде как не использовались?
Общий вид.
Носовая часть самолета.
Тут же лежит ФАБ-9000...
Бомбы и Ту-16П.
Крупнее кабина самолета.
Воздухозаборники РД-3...
Чуть более общий вид. У меня было очень мало времени и приходилось все делать быстро и не очень последовательно:-)))
Кабина штурмана.
Пушечное вооружение 23-мм пушка АМ-23.
Лобовое стекло кабины.
Носовая стойка.
Общий вид спереди.
Попытка разглядеть оборудование в кабине штурмана.
Голубь в воздухозаборнике.
Вид из под самолета.
Из травы...
Снова самолет и бомбы. Но и они не использовались на этом самолете.
И опять остекление кабины штурмана.
Кабины пилотов.
Антенны за кабиной.
Воздухозаборник двигателя.
Консоль крыла.
Общий вид слева, длина 35,2 метра вместо стандартных 34,8....
Панорама
Удлиненная хвостовая часть.
Киль с рулем направления.
На самолётах Ту-16 активную роль здесь играл заправляемый самолет. Он подходил сзади справа к заправщику. Тот в это время выпускал из законцовки правой консоли топливный шланг со стабилизирующим парашютом и замком на конце. Шланг полностью выходил из крыла и далее за ним выходил присоединенный к нему трос длинной 30 м. Бомбардировщик маневрировал таким образом, чтобы положить край своего крыла на усиленный концевой участок шланга. При соскальзывании шланга с законцовки крыла бомбардировщика шланг ловился крюком, который втягивал шланг в заправочную горловину.
Крупнее законцовка заправляемого...
Лобик крыла.
Общий вид самолета в музее.
Кабина самолета.
Общий вид справа.
Законцовка правой консоли крыла.
Самая задняя часть фюзеляжа.
Место крепления этого дополнительного контейнера.
Общий вид самолета сзади.
Крупнее
Тут явно не хватает какой то заглушки?
Руль направления.
Гондола для уборки шасси.
Законцовка горизонтального оперения.
Еще один общий вид.
И в завершении гордый вид:-)))
ЛТХ:
Модификация Ту-16П
Размах крыльев, м 33.00
Длина, м 35.20
Высота, м 10.40
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
пустого самолета 37200
нормальная взлетная 72000
максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 780
Перегоночная дальность, км 7200
Боевой радиус действия, км 3100
Практический потолок, м 12200
Экипаж, чел 9
|
</> |