Музей сиенского Дуомо

Конечно же, пришлось выбирать, что посетить в первую очередь. Мы выбрали Собор и все, что к нему прилагается, понимая в глубине души, что вторая очередь вряд ли наступит.
Здание Собора напоминает изящную шкатулку или ковчег для хранения мощей. Но, как мне кажется, это священные ларцы стали делать похожими на церкви, а не наоборот.

Может, фасад и перегружен деталями, однако, несмотря на это, он выглядит гармонично, как единое целое.


Собственно, всё это мраморное великолепие и есть начало музейной экспозиции.

Среди каменного кружева архитектурных деталей - карнизов, обрамления порталов и окон, капителей, собранных в букеты, видны фигуры апостолов. Автор скульптур - Джованни Пизано, представитель клана пизанских мастеров.

На площадке перед главным фасадом находится еще одно произведение мастеров-"каменотёсов", на сей раз местных - напольная мозаика. Она предвосхищает то, что ожидает нас внутри Собора.
Такие мозаики - уникальная особенность оформления интерьеров Сиенского Собора.

Внутри... Ну что тут говорить!.. Надо просто ходить, смотреть, впитывать и получать от всего этого процесса удовольствие!

Как хорошо, что потолки не расписаны! Не надо "ломать шею" и напрягать зрение, пытаясь рассмотреть сложные многофигурные изображения. Над головой только звезды... как и должно быть.
Но все-таки вверху есть кое-что занятное, не сразу бросающееся в глаза. Это бюсты Римских Пап, которых тут целых 172 штуки.

Под Папами, в круглых медальонах - 36 христианских императоров Рима. Выглядит эта галерея... как-то...я бы сказала, жутковато. Она делает храм похожим на первобытное святилище с мертвыми головами принесенных в жертву врагов.
Если судить по выражениям лиц, то Папы Римские были людьми не самых высоких душевных качеств. Императоры тоже не выглядят натурами благородными или хотя бы просто приятными.

По пути к алтарю попадаем в подкупльное пространство средокрестия.
Здесь надо остановиться, чтобы разобраться, где правда, где ложь, где реальность, а где иллюзия.
Купол, конечно, настоящий, но его глубина подчеркнута нарисованными кессонами. Фигуры в нишах у основания купола тоже нарисованные.

В кессонах сияют звезды, но это еще не небо, а поднебесье. Настоящее небо выше, за кругом Ангелов и Херувимов

Небо заманчиво золотится и голубеет в недосягаемой дали светового фонаря.

В левом нефе находится Алтарь Пикколомини. Четыре фигуры по обе стороны от экседры (полукруглой глубокой ниши с полукуполом) выполнены самим Микельанджело. Эти работы, одни из ранних и довольно скромных, вряд ли стали бы причиной громкой известности скульптора, но на тот момент он уже был знаменит, как автор вдохновенной Пьеты.
Алтарь находится рядом с входом в Библиотеку Пикколомини. (Заметив, что у входа почти исчезла очередь, мы поспешили воспользоваться этим подарком судьбы. О посещении Библиотеки расскажу отдельно)

После Библиотеки продолжили осмотр интерьеров Дуомо.
Главный алтарь и его окружение так перегружены живописью, скульптурой, декором, что очень сложно сосредоточиться на чем-то одном. Взгляд оценивает только общую картину, а она... роскошна!

Но пора уже уделить внимание той самой особенности, которая, как ничто другое, прославила Сиенский Собор. Где бы и когда не заходила о нем речь, в первую очередь упоминают невиданные по своей сложности и изяществу напольные панно.
Таких мозаик - уверена! - нет ни в одной другой церкви. Чаще всего полы храмов "украшали" надгробными плитами, но здесь под ноги прихожанам бросили россыпь узоров, геральдических символов и целых картин.

Всего на полу в Соборе 56 отдельных панно с изображением аллегорических фигур, библейских сюжетов и эпизодов из истории Сиены.
Недалеко от входа - карусель из символов городов, которые окружают Сиену. По надписям и зверям мы смогли определить почти все: Единорог - Витербо, Заяц - Пиза, Леопард - Лукка, Лев - Флоренция, Конь - Ареццо, Слон с башней - Рим. Птицы остались неопознанными.

Пистойя на этой мозаике оказалась чуть на отшибе, хотя географически она куда ближе к Сиене, чем Витербо и Рим

Совершенно реалистично выглядит изображение воина, который готовится к битве.

А вот и сама битва, ее начальная героическая стадия, скорее напоминающая рыцарский турнир или парад, а не реальное боестолкновение.

Продолжение сражения уже не похоже на праздник или игру: кони повержены, люди убиты. Одно раненное животное лежит в неестественной позе, навалившись всей тушей на всадника

Не менее натуралистично и жестоко выглядят сцены Избиения младенцев. Солдаты вырывают бедных "путти" из рук матерей, рубят мечами и топчут ногами.

Рядом со всеми этими смертоубийствами умилительно выглядит сцена братания Волчицы со Львом. Предполагаю, что здесь изображено примирение извечных врагов и соперников - Сиены и Флоренции. (Хотелось бы дожить до аналогичной ситуации с участием других зверей)

На этой приятной пацифистской ноте мы прощаемся с Собором, понимая при этом, что мы не увидели и трети всего, чем "полным-полна" эта полосатая "коробочка"

Направляемся на выход мимо водосвятных чаш и центральных...не дверей - Ворот. Их обрамляет мраморный портал, не менее величественный, чем тот, что снаружи.
Эти ворота открывают нечасто - по самым большим христианским праздникам.

|
</> |