Художник Содома? Да, был такой...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Что оно значило?.. Вот то, что вы сразу подумали, то и значило.
Были, правда, предположения, что сначала прозвище звучало как "Содона" и в переводе с родного для Джованнантонио пьемонтского диалекта оно имело совсем другой смысл, а потом это словечко кто-то, шутя или со зла, специально исказил, а другие, как это водится, с радостью подхватили и понеслось... Но сути дела такое объяснение, в общем-то, не меняет.
![Художник Содома? Да, был такой... Художник Содома? Да, был такой...](/images/main/hudojnik-sodoma-da-bil-takoy-c8f679.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/moyage311/80581481/4163746/4163746_900.jpg)
А суть была в том, что молодой художник не только не обижался на прозвище, он им "гордился, сочиняя на него станцы и капитулы, которые с большим успехом распевал в сопровождении лютни". Более того, он собственноручно стал подписывать этим "псевдонимом" свои работы! В результате вышло так, что он и в историю вошел, как Содома, а настоящее его имя практически перестало упоминаться...
Объяснить случившееся очень просто: одно короткое слово, имеющее вполне конкретный, причем ярко-негативный смысл, запоминается быстрее и закрепляется в памяти надежнее, чем длинное, невыразительное, ни о чем не говорящее словосочетание, вроде "Джованнантонио Бацци".
Как сейчас бы сказали : "ничего личного, просто бизнес" - черный пиар и тогда, в Эпоху Возрождения, отлично работал. И провинциал, приехавший за славой и деньгами в центр наук и искусств, каким в то время являлась Сиена, не преминул таким действенным методом воспользоваться.
Кто-то скажет : пиар пиаром, но нет дыма без огня. И будет прав.
Конечно, установить доподлинно, что Содома совершал для создания "информационных поводов", а что было неотъемлемой частью его натуры, невозможно. Вполне вероятно, он и сам не отделял одно от другого.
В любом случае, он был личностью неординарной, вызывающей к себе интерес со стороны всех слоев общества.
Но надо отметить тот факт, что и сторонники и противники в равной степени признавали талант Содомы. Даже Вазари, биограф многих соотечественников- живописцев, возмущавшийся до глубины души наглым выскочкой, баловнем судьбы, вынужден был, скрипя зубами (то есть, со множеством оговорок) отдавать должное его мастерству:
"... странность его поведения, его произведения, его картины, так как он нет-нет да и создавал что-нибудь хорошее, настолько прославили его среди сиенцев, а именно среди простонародия и черни (ибо люди благородные знали ему цену), что многие считали его великим человеком".
Что же в Содоме бесило Вазари, что он ставил ему в вину?
Во-первых: "...был он человеком веселым, разгульным и постоянно забавлял и развлекал других своим малопристойным образом жизни, окружая всегда себя отроками и юношами, еще безбородыми и любимыми им превыше меры..."
А еще, о ужас: "...Помимо этого, он развлекался тем, что держал у себя дома всякого рода диковинных зверей: барсуков, белок, мартышек, карликовых осликов, берберийских призовых рысаков... животные были ручными настолько, что постоянно ходили за ним по дому, разыгрывая самые странные игры и издавая самые дикие звуки, какие только бывают на свете, так что дом его казался сущим Ноевым ковчегом."
Вазари, который сам был художником, высказывал Содоме претензии и чисто профессионального характера:
"...в своей лени он дошел до того, что, приступая к... работам, не заготовлял ни рисунков, ни картонов, а довольствовался тем, что на месте рисовал кистью по известке... так как он не хотел работать иначе как по наитию..."
Несмотря на все сплетни и на то, что, как было сказано, люди благородные знали ему цену, заказчики у Содомы не переводились, в том числе и среди высшего духовенства.
И вот однажды генерал монашеского Ордена Монте Оливето нанял его дописать фрески в монастыре - главной обители своего Ордена.
Во время работы на оливетинцев Содома умудрился так досадить своей персоной братьям, так начудить, что монахи дали ему еще одно прозвище - "Маттаччо" (сумасброд).
Для начала он вынудил начальство увеличить сумму вознаграждения. Способ воздействия был прост: художник стал намеренно и демонстративно халтурить.
Возмущенным монахам он заявил, что "... кисть его пляшет только под звон монет и что если генералу угодно заплатить ему больше, он со своей стороны готов сделать гораздо лучше"
![Художник Содома? Да, был такой... Художник Содома? Да, был такой...](/images/main/hudojnik-sodoma-da-bil-takoy-b870bc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/moyage311/80581481/4164818/4164818_900.jpg)
Примером халтуры считается то, что Содома старался рисовать поменьше кистей рук - он скрывал их за складками рукавов. Действительно, рисовать руки - наиболее кропотливая и утомительная работа. На фреске у восьми монахов, стоящих на коленях, видны всего две!
Особо зашкварной оказалась история с фреской, на которой Содома нарисовал голых женщин (голых!!! в монастыре!!!)
Фреска должна была изображать эпизод из жизни святого Бенедикта. История была следующая: враг Бенедикта, желая испортить праведному мужу репутацию, отправил к его обители куртизанок в сопровождении музыкантов, чтобы эта развеселая компания всякими непристойностями испытывала стойкость и долготерпение братии... Содома, наверное, хотел повысить градус противостояния праведников похабным блудницам, для чего он довел похабство до крайности - полностью раздел девиц... и без того лишенных всякой социальной ответственности.
Скандал получился грандиозный. Генерал потребовал сбить фреску. Содома еле уговорил его не делать этого, пообещав одеть представительниц древнейшей профессии самым скромным образом.
![Художник Содома? Да, был такой... Художник Содома? Да, был такой...](/images/main/hudojnik-sodoma-da-bil-takoy-5ea176.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/moyage311/80581481/4164504/4164504_900.jpg)
За всей этой большой бучей незамеченными остались другие провокационные вещи, которые Содома, сознательно или случайно, допустил.
Так в сцену обеда монахов в трапезной он на первый план поместил кошку с собакой, готовых сцепиться в драке, намекая, должно быть, на то , что в дружном "братском" коллективе тоже не всё в порядке.
![Художник Содома? Да, был такой... Художник Содома? Да, был такой...](/images/main/hudojnik-sodoma-da-bil-takoy-acce84.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/moyage311/80581481/4164331/4164331_900.jpg)
Но самой, на мой взгляд, откровенной насмешкой стала фреска про чудо с решетом, совершенное святым Бенедиктом.
В центре события Содома изобразил... себя! Себя в роскошном плаще, подаренном ему знатной персоной, в белых перчатках, с мечом и в компании своих любимых барсуков и воронов!
![Художник Содома? Да, был такой... Художник Содома? Да, был такой...](/images/main/hudojnik-sodoma-da-bil-takoy-a9a067.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/moyage311/80581481/4164007/4164007_900.jpg)
Вот что еще Вазари писал про зверинец Содомы:
"...был у него ворон, которого он научил говорить и который часто передразнивал голос Джованнантонио, кроме того, так хорошо отвечал на стук в дверь, что, казалось, говорит сам Джованнантонио, и это отлично знали все сиенцы."
На фреске у ног Содомы видны два барсука, и две птицы, изображения которые очень плохо сохранились, Одна птица (предположительно ворон), стоит позади хозяина и касается клювом края его плаща, другая пристроилась за барсуком и щиплет его за хвост.
![Художник Содома? Да, был такой... Художник Содома? Да, был такой...](/images/main/hudojnik-sodoma-da-bil-takoy-6b4a71.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/moyage311/80581481/4164954/4164954_900.jpg)
Какое отношение центральная композиция, состоящая из автора и его животных, имеет ко всему, что изображено вокруг, можно только догадываться))
|
</> |