
Музей, который сейчас сложно представить

Но при Сталине это считалось нормой.

Вот публикация газеты "Уральский рабочий" от 10 июля 1939 года.

"По залам антирелигиозного музея
Враги народа и их пособники ликвидировали Антирелигиозный музей в Свердловске. Недавно областными организациями музей восстановлен и заново оборудован. В музее (ул. Карла Либкнехта, № 49) имеются отделы: наука и религия, история религия и атеизма, социалистическое строительство и борьба против религии.
В первом зале хорошо и убедительно показан контраст религиозных и научных представлений о вселенной, что мир вовсе не сотворен богом, а был, есть и будет существовать вечно. Картины, рисунки и фотоснимки показывают, что церковь, преследуя науку, объявила учение Коперника величайшей ересью и жестоко расправлялась со сторонниками? Коперника—Джордано Бруно, Галилеем и др.
В следующем зале мы видим, что растения и животные на земле также не сотворены богом 7745 лет назад, а возникли в результате развития материальных элементов уже более 1500 миллионов лет тому назад. Тема «Развитие животного мира» показывает, как сложные формы органического мира развивались из более простых форм.
: Множество муляжей доказывают, что человек отличается от животных умением создавать средства труда. Создавать орудия труда человек научился в течение длительного периода развития.
Не бог сотворил человека, а «труд сделал человека».
Попы всех религий уверяют, что религия существовала всегда, что религиозные чувства прирождены у человека, и люди не могут существовать без религии. Это— обман. В историческом отделе мы видим панно, изображающее «стадо синантропов»— людей, которые жили в Китае 400— 300 тысяч лет назад. Синантропы имели очень примитивные орудия труда и не могли иметь еще никаких отвлеченных представлений, не имели никакой религии, никаких «религиозных чувств».
Примерно, 90—95 процентов временя своего существования люди были безрелигиозными. Религиозные представления появились позднее, когда люди в связи с усложнением их трудовой деятельности и развитием сознания начали чувствовать свое бессилие в борьбе с окружающей природой.
На различных экспонатах можно проследить, как возникает почитание фетишей, поклонение животным, вера в душу и загробную жизнь, культ предков и т. д. Из уральских идолов в экспозиции имеются: бронзовый идол, солнечное божество, дух предка, дух болезни поясницы, жертвоприношение духам предков и много других.
Единобожие, или представление о всемогущих богах, возникает с разделением общества на классы и образованием государства. Люди начинают представлять богов и небесные отношения по образу и подобию своим земным классовым отношениям. Всемогущие боги рабовладельческого общества показаны статуэткой древнеегипетского Амон-Ра,
бюстом громовержца—Зевса древней Греции и др.
На материалах о происхождении христианства в Римской империя около 100 лет тому назад посетители музея могут проследить, как бессилие рабов, бесправных и бедняков в борьбе эксплоататорами-рабовладельцами порождало веру в небесного спасителя—Христа.
Никакого Христа никогда не было.
Евангельские рассказы о Христе— это сказки, составленные неизвестными людьми по различным дохрестианским мифам. В витрине даны характерные противоречия евангелий.
Когда христианство становилось государственной религией, Христа изображали, как небесного царя на троне, ибо небесной царь есть отражение земного царя.
В четвертом зале картина «Заповедный остров» и др. экспонаты показывают культ предков древних славян и крещение Киевской Руси.
На Урале христианство вводится с подавлением уральских народов и присоединением Урала к России. На большом количестве идолов показаны различные верования народов Урала.
Эскиз худ. Нестерова и документальные материалы о сожжении башкира Тойгильды-Жулякова в Екатеринбурге в 1738 г. дают наглядное представление о зверской расправе за отказ от православной веры.
Картина, многие подлинники и документы дают представление о восстании крепостных крестьян Долматовского монастыря в 1762—64 гг.
Церковь благословляет зверское подавление крестьянского восстания. Развратную императрицу Екатерину II, жестоко расправляющуюся с крестьянскими восстаниями, церковники изображали в виде святой Екатерины. Эту деревянную скульптуру (она имеется в музее) она выставляли для поклонения Екатерининском соборе города Екатеринбурга.
Церковь в царской России получала огромные доходы от землевладения, спекуляций с разными святынями и т. д. Доходы церкви от землевладений (диаграммы) выросли с 315.803 руб. в 1841 г. до 3.626.250 руб. в 1891 г. Показаны различные предметы церковной спекуляции.
В пятом зале показано активное участие духовенства всех религий в борьбе с революционным движением 1905—1907 гг. За активное участие в подавлении революционного движения сотни попов были награждены крестами, орденами ж т. д.
В интересах эксплоататоров велись многочисленные войны, заливавшие кровью целые страны.
В русской армии во время империалистической войны было 5000 попов. Этим попам государство выплачивало ежегодно 30 млн. рублей золотом.
В февральской революции попы словом и оружием выступают в защиту Николая -Кровавого. Но как только установилось Временное правительство, Екатеринбургская духовная консистория дает распоряжение вознесении молений за Временное буржуазное правительство (подлинник)
Великая Октябрьская социалистическая революция свергла власть помещиков и капиталистов Копия с подлинника декрета об отделении церкви от государства, поправленная рукой В. И. Ленина, показывает, что советская власть с первых дней
своего существования осуществила полную свободу совести и лишила
церковь всяких юридических прав.
Церковники всех мастей выступали против мероприятий советской власти.
Картина художника Петухова «Расправа белогвардейцев и попов над 103 воткинскими рабочими в конце августа 1918 г.» показывает момент зверской расправы белогвардейцев и попов с большевиками о сочувствующими советской власти.
Далее показаны дружины и полки, которые организовывались в период гражданской войны Колчаком при участии духовенства и сектантов. Эти полки и дружины отличались особой жестокостью, беспощадно уничтожали пленных красноармейцев и мирное население.
Несколько сотен лет церковники обманывали трудящихся рассказами о нетленности мощей. Перед нами ящик с мощами так называемого Симеона Праведного.
Эти мощи находились в Верхотурском монастыре и были вскрыты 25 сентября 1920 года в присутствии множества трудящихся. При вскрытии были обнаружены сгнившие кости, стружка, вата, завернутые в полотно.
Следующая экспозиция показывает изъятие церковных ценностей для помощи голодающим в 1921—22 гг.
Копия с картины художника Иогансона показывает «Сговор у кулака», попа и подкулачника для совершения террористических актов против активистов колхозников и представителей советской власти. В витрине, рядом с письмами о борьбе против коллективизации, лежит муляж револьвера, заделанного в библейском словаре, с которым церковники выступали против рабочих и крестьян.
В последнем зале по теме «Сталинская Конституция и задачи антирелигиозной пропаганды»» показаны наши достижения по промышленности, сельскому хозяйству и товарообороту, показан рост стахановского движения и борьба церковников против новых методов труда.
Наша Сталинская Конституция гарантирует трудящимся нашей страны самые широкие права. Нам обеспечена свобода совести, свобода борьбы против религиозного дурмана и обмана. В нашей социалистической стране полностью уничтожены социальные корни религии, ибо эксплоататорские классы ликвидированы. Трудящиеся нашей страны
все более и более отходят от религии.
Но у нас осталось вше много пережитков капитализма в сознания людей, в том число и религиозные пережитки, привычка, обычаи, суеверия.
Товарищ Сталин показал, что капиталистическое окружение питает религиозные пережитки в наше стране. Отсюда —задачи усиления антирелигиозной пропаганды вообще и нашего музея, в частности. Каждому трудящемуся полезно познакомиться с материалами музея.
Х.Югансон, научный работник Свердловского антирелигиозного музея"


|
</> |