
Музей Ханенко. Секреты самаркандских сюзане

Весна в оазисах Центральной Азии - время традиционного «праздника красных цветов». В степях распускаются дикие тюльпаны, а за ними - маки. Обе цветка на тюркских языках - лола. Это же название имеет и мотив больших красных кругов самаркандских вышивок сюзане.
Сюзане — самые большие по размеру рукотворные вышивки в мире. В коллекции Музея Ханенко крупнейшим является самаркандское сюзане 1910-х годов: 336 х 297 см. Грандиозные размеры - примета нового времени. Развитие экономики городов и новые тренды в архитектуре рубежа 19-20 веков отразились на размерах домов и, соответственно, комнат дома.

Иметь огромную яркую (следовательно, ценную) вышивку на целую стену гостиной было престижно и модно. Украшение дома, манифестация счастья семьи. Одновременно с размером растет и монументальность дизайна самаркандских сюзане. Круги укрупняются, красный вибрирует, черные остролистые венки вокруг каждой «лола» становятся еще более массивными. Когда-то в 19 веке эти лиственные кольца были зелеными. Но уже в 1910-х глубокий черный тон полностью вытеснил зелень.
Дизайн тяготеет к максимальному контрасту и акцентированной графичности. К слову, о листьях: как показывают исследования этнографов, они являются развитием мотива кухонного ножа - наверное, наиболее архаичного и мощного амулета в традиционных культурах Центральной Азии. Присмотритесь внимательнее, и вы увидите лезвия кинжалов.
Итак, сюзане - это магический предмет, оберег. Без него таджики и узбеки Самарканда, Ташкента, Ферганы, Ходжента, Бухары и Нурата, жители городов и кишлаков просто не мыслили своей жизни. Первоочередной «задачей» сюзане было защитить молодоженов на свадьбе и в первый, самый ответственный период брака - чтобы было здоровье и дети.
Обряд обрезания мальчиков, обряд «мучал» - инициации подростков обоих полов, и другие символические «переходы» человека, также нуждались в сюзане. Ведь во время «перехода» человек становится очень уязвимым. Уберечь его от духов-вредителей и сглаза завистливых и мстительных людей может только мощное оружие, такое, что «пронизывает» пространство навылет - сюзане.
Гениями этого искусства были рисовальщицы. Вышивать в традиционную эпоху умели все женщины в регионе, более или менее виртуозно. Рисовала же - одна на общину. Та, которая получила «разрешение» от духов умерших мастериц и посвящение в секреты профессии от живой предшественницы. Роль рисовальщицы давала женщине значительные привилегии, гарантировала состояние и статус. И в то же время это был груз, ведь духи требовали постоянных щедрых пожертвований. Кроме того, так же, как повитуха, знахарка или шаманка, рисовальщица сюзане не могла по собственному желанию оставить дело - наказание разгневанных покровителей было бы страшным.
Рисовали мастерицы «на коленях», сидя на полу и растянув сшитую из нескольких полотен основу вышивки между пальцами ног. Вручную, без инструментов, разделяли кайму и поле, намечали оси симметрии, обозначали основные мотивы. Затем прорисовывали детали. Умышленно создавали отдельные неправильные, незавершенные формы - также от сглаза. Очень интересно искать эти магические «пасхалки» столетней давности. Например, на этом сюзане есть сознательный сбой паттерна. Найдете, где?
Коллекция сюзане Музея Ханенко включает 9 вышивок 19-20 веков. Шесть из них были переданы музею в 2008 году Крымской таможней благодаря усилиям известного крымскотатарского историка искусства и художника Мамута Чурлу.
/текст Анна Рудык/
|
</> |
