«Я Есмь ...». Уникальная выставка Ивана Марчука и разговор с мастером
vitaviktoria — 23.05.2021На днях посетила выставку Ивана Марчука, которая проходит в Музее истории Киева.
Иван Марчук - народный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, почетный гражданин городов Киева, Тернополя, Канева, член Золотой гильдии Римской академии современного искусства. В 2007 году вошел в список 100 выдающихся гениев современности британской газеты The Daily Telegraph.
Среди наших современных художников он стоит абсолютно отдельно и сам по себе. Я, вообще, не знаю, можно ли назвать его творчество живописью. Он — патриарх и философ и автор 5 тысяч маленьких порталов в его бескрайний и непостижимый мир.
«Искусствоведы не знают, что обо мне писать. Они выдумывают имена, ищут поэзию, сочиняют почву, из которой я, по их мнению, должен был прорасти. А я вырос на камнях и не признаю никаких традиций, я просто явился. Они же не хотят согласиться, что так бывает.»
«Я ЕСМЬ ...» - юбилейная ретроспективная выставка художника. За полвека творческой деятельности он провел около 200 монографических выставок.
В последние годы полотна художника экспонировались преимущественно за рубежом (Литва, Польша, Чехия, Словакия, Бельгия, Люксембург, Венгрия, Таиланд, Иордания, Тунис, США, Турция, Испания и т.д.).
Родился художник 12 мая 1936 в селе Москаливка Тернопольской области. Профессиональное образование получил во Львове: сначала в училище декоративно-прикладного искусства имени Ивана Труша, а после армии продолжил во Львовском институте прикладного и декоративного искусства.
В середине 60-х годов прошлого века Иван Марчук приехал в Киев. Дальше - жесткое противостояние системе, которая беспощадно подавляла все, что не вписывалось в догмы социалистического реализма и 12 лет эмиграции (Австралия, Канада, США).
С сентября 2001 года, после возвращения из эмиграции, мастер постоянно проживает и творит в Киеве.
Марчук изобрел совершенно оригинальную технику «пльонтанизм» (от слова «пльонтаты» - плести, переплетать), которая балансирует на грани рукотворного и технологического. Дополненная самобытным чувством цвета и гармонии, она практически не подлежит повторению.
Художник является автором около 5000 работ, которые условно делят на двенадцать основных периодов: «Голос моей души», «Цветные прелюдии», «Портрет», «Натюрморт», «Цветение», «Пейзаж», «Шевченкиана», «Новые экспрессии», «Белая планета 1», «Белая планета 2», «Выходят мечты из берегов», «Взгляд в Бесконечность».
«Для меня искусство-это жизнь и откровение. Другой альтернативы нет. И в то же время искусство-это каторга. Я работаю 365 дней в году и без этого не могу. Это приговор судьбы, карма, обреченность. И никуда не денешься.»
"Было девять периодов творчества, " девять Марчуков ", сегодня их двенадцать, и каждый из них чем-то удивляет. Я, в первую очередь, себя должен удивлять. То все время крутится в голове, надо что-то новое делать. И «десятый» Марчук будет обязательно. Вызревает ".
«Заранее я не знаю, что рисовать. У меня возникает один образ, другой. Рука меня сама ведет. Картины мне якобы являются ».
Это не первая выставка художника, на которой я побывала. Кроме того, не раз видела его на той же Пушкинской, где у него мастерская, а я довольно долго работала. Но подойти решилась только сейчас.
Попросила автограф, задала несколько вопросов на которые получила вполне ожидаемые ответы — маэстро возвращался в Украину с надеждой, что будет жить в свободной демократической стране, но,
оказалось, что и народ, и новая элита хотят перемен только на словах, но совершенно не готовы кардинально меняться сами.
Кроме этого, уже 3-й по счету президент обещает нашему всемирно признанному гению музей, но воз и ныне там.
Пока мы беседовали подтянулись еще желающие пообщаться с живым классиком. Молодой человек подарил Ивану Степановичу коллаж, который он приурочил к этой выставке.
А я отправилась смотреть работы Марчука по второму кругу.
Говорят, что влияние его полотен на зрителя можно сравнить с действием 25 кадра, прежде всего они действуют на подсознание.
Во всяком случае, искусствоведы не очень охотно берутся трактовать его творчество — может быть боятся раскрыть при этом свое собственное подсознательное...
|
</> |