рейтинг блогов

Мутации Мурзилки

топ 100 блогов vikond6516.05.2024 Сегодня исполнилось ровно 100 лет журналу "Мурзилка", с которым росли едва ли не все русскоязычные советские дети, и я в том числе. 16 мая 1924 года поступил в продажу первый номер этого журнала, в связи с чем я решил сделать постик, посвященный любопытным трансформациям графического символа этого журнала, то есть, того самого Мурзилки.

Мутации Мурзилки
Изначально он появился в изданной еще в 1889 году книге Анны Хвольсон "Царство малюток", которая, в свою очередь, являлась адаптированным переводом книги канадского писателя и художника Палмера Кокса The Brownies — ироничного описания жизни мелких лесных эльфов — брауни, пародирующего тогдашние общественные типажи и нормы поведения.

Мурзилка Анны Хвольсон (В оригинале у Кокса — Dude — Пижон) — вполне взрослый персонаж, лентяй, хвастун и щеголь во фраке, цилиндре, с моноклем и тросточкой. По сюжету он постоянно попадает в различные смешные и нелепые истории. Значительно позже этот образ, сильно изменившись, превратился у Николая Носова в Незнайку.

Мутации Мурзилки
Когда в 1924 году издательтство "Рабочая газета" решило начать выпуск детского журнала, оно позаимствовало имя "Мурзилка" у Хвольсон, но при этом сам персонаж из эльфа превратился ... в собаку породы "дворняга". Причем в начале ее рисовали вполне реалистично (см. левую обложку), а потом, в соответствии с модой, - в авангардистской манере тогдашних агитплакатов.

Мутации Мурзилки
Параллельно предпринимались попытки изображения Мурзилки в виде мальчика, либо — обычного (слева), либо — лилипута (справа), но эти попытки не прижились и вскоре были забыты.

Наверняка о "трансмутации" Мурзилки в собаку знал Михаил Булгаков, следивший за новостями журнальной жизни. Вполне возможно, что она вдохновила его на написание "Собачьего сердца", правда, там не человек воплощается в пса, а наоборот.

Мутации Мурзилки
В 1937 году произошла очередная метаморфоза. Мурзилка из собаки превратился в непонятное зооморфное существо, отдаленно напоминающее медведя ярко-желтого цвета в шарфе и берете. Образ, впервые нарисованный художником Аминадавом Каневским, крайне примитивен. "Рваный" контур, залитый краской без полутонов и искаженные пропорции выглядят как откровенная халтура. Тем не менее, именно этот образ получил самое широкое распространение.

По-моему, наиболее логичное объяснение распространения столь грубой поделки состоит в том, что гонорары художников в советских издательствах зависели только от размера картинки и от ее размещения (за обложечные рисунки платили вдвое больше), но вовсе не от качества и деталировки. А Мурзилку Каневского любой выпускник изостудии может намалевать за несколько минут. Профит очевиден.

Летом 1941-го изображения Мурзилки из журнала надолго исчезли, от него осталось лишь название. По понятной причине, оформление издания стало более строгим. Но в 1954 году (возможно, это как-то связано с начавшейся "оттепелью") Мурзилку решили "воскресить", одновременно вернув ему человеческий облик. Однако этот облик определился не сразу.

Мутации Мурзилки
Несколько вариантов Мурзилок, разработанных разными художниками в середине 50-х. Мне особенно понравился лопоухий еврейский мальчик в центре, чем-то напоминающий исходного хвольсеновского Мурзилку в детском возрасте. У него даже есть трость, хотя, непонятно, зачем она ребенку. Но в итоге утвердили правый типаж мальчика-лилипута, придуманный художником Райковским. С Мурзилкой Каневского его связывает берет.

Мутации Мурзилки
С этим Мурзилкой во второй половине 1950-х годов вышло несколько комиксов и мультфильмов, один из которых ("Мурзилка в космосе") даже получил приз на международном кинофестивале в Карловых Варах. Кстати, обратите внимание на правую картинку. Тогда никого не смущала пропаганда курения в детских книжках.

Мутации Мурзилки
Но в 1959 году наступило "второе пришествие" желтого Мурзилки Каневского. Он вновь появился на обложке одноименного журнала и с тех пор вот уже более полувека не меняется и никому не уступает свое место. Только в постсоветские времена его неизменный шарфик окрасился в "патриотические" цвета.

Мутации Мурзилки
Слева — обложка свежего номера "Мурзилки" за апрель нынешнего года. Обратите внимание, что время в этом журнале, будто бы, застыло. На рисунке нет никаких черт современности. Точно такая же обложка могла появиться 20, 30, 40 и даже 50 лет назад. И шарф Мурзилки из трехцветного вновь стал красным. Кстати, я уже давным-давно не видел детей, пускающих по весенним лужам самодельные кораблики из деревяшек. Сейчас у них другие развлечения.
Ну и, наконец, справа — современная, постмодернистская и уже совсем не детская интерпретация образа.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть у нас, оказывается, некая "исследовательская группа", делающая "настоящие исследования для профессионалов и вдумчивых потребителей".Я, как вдумчивый потребитель, заметил множество ляпов, указывающих на незнание "исследователями" азов ...
«Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество – изменять то, что могу, и мудрость – всегда отличать одно от другого» Нибур Рейнгольд, Курт Воннегут Кипр, 2008. Давно думал написать на эту тему, но все ...
по ссылке можно посмотреть движуху на тех местах, где вы планировали проехать ...
Сегодня скачал и посмотрел аргентино-уругвайский фильм " Вирус 32 " . Несмотря на тривиальность сюжета , фильм довольно-таки интересен . Особенно хороша операторская работа . Поставлю 8 баллов из 10 ...
Мне очень понравилось....Овен Бойкий, моментально врубающийся взгляд. Глаза открытые, конкретные, следящие своей мыслью за вашими словами и выражающие мгновенную готовность к действию. Когда Овен на чем-либо попался, его взгляд становится ...