Мутации Мурзилки
vikond65 — 16.05.2024 Сегодня исполнилось ровно 100 лет журналу "Мурзилка", с которым росли едва ли не все русскоязычные советские дети, и я в том числе. 16 мая 1924 года поступил в продажу первый номер этого журнала, в связи с чем я решил сделать постик, посвященный любопытным трансформациям графического символа этого журнала, то есть, того самого Мурзилки.Изначально он появился в изданной еще в 1889 году книге Анны Хвольсон "Царство малюток", которая, в свою очередь, являлась адаптированным переводом книги канадского писателя и художника Палмера Кокса The Brownies — ироничного описания жизни мелких лесных эльфов — брауни, пародирующего тогдашние общественные типажи и нормы поведения.
Мурзилка Анны Хвольсон (В оригинале у Кокса — Dude — Пижон) — вполне взрослый персонаж, лентяй, хвастун и щеголь во фраке, цилиндре, с моноклем и тросточкой. По сюжету он постоянно попадает в различные смешные и нелепые истории. Значительно позже этот образ, сильно изменившись, превратился у Николая Носова в Незнайку.
Когда в 1924 году издательтство "Рабочая газета" решило начать выпуск детского журнала, оно позаимствовало имя "Мурзилка" у Хвольсон, но при этом сам персонаж из эльфа превратился ... в собаку породы "дворняга". Причем в начале ее рисовали вполне реалистично (см. левую обложку), а потом, в соответствии с модой, - в авангардистской манере тогдашних агитплакатов.
Параллельно предпринимались попытки изображения Мурзилки в виде мальчика, либо — обычного (слева), либо — лилипута (справа), но эти попытки не прижились и вскоре были забыты.
Наверняка о "трансмутации" Мурзилки в собаку знал Михаил Булгаков, следивший за новостями журнальной жизни. Вполне возможно, что она вдохновила его на написание "Собачьего сердца", правда, там не человек воплощается в пса, а наоборот.
В 1937 году произошла очередная метаморфоза. Мурзилка из собаки превратился в непонятное зооморфное существо, отдаленно напоминающее медведя ярко-желтого цвета в шарфе и берете. Образ, впервые нарисованный художником Аминадавом Каневским, крайне примитивен. "Рваный" контур, залитый краской без полутонов и искаженные пропорции выглядят как откровенная халтура. Тем не менее, именно этот образ получил самое широкое распространение.
По-моему, наиболее логичное объяснение распространения столь грубой поделки состоит в том, что гонорары художников в советских издательствах зависели только от размера картинки и от ее размещения (за обложечные рисунки платили вдвое больше), но вовсе не от качества и деталировки. А Мурзилку Каневского любой выпускник изостудии может намалевать за несколько минут. Профит очевиден.
Летом 1941-го изображения Мурзилки из журнала надолго исчезли, от него осталось лишь название. По понятной причине, оформление издания стало более строгим. Но в 1954 году (возможно, это как-то связано с начавшейся "оттепелью") Мурзилку решили "воскресить", одновременно вернув ему человеческий облик. Однако этот облик определился не сразу.
Несколько вариантов Мурзилок, разработанных разными художниками в середине 50-х. Мне особенно понравился лопоухий еврейский мальчик в центре, чем-то напоминающий исходного хвольсеновского Мурзилку в детском возрасте. У него даже есть трость, хотя, непонятно, зачем она ребенку. Но в итоге утвердили правый типаж мальчика-лилипута, придуманный художником Райковским. С Мурзилкой Каневского его связывает берет.
С этим Мурзилкой во второй половине 1950-х годов вышло несколько комиксов и мультфильмов, один из которых ("Мурзилка в космосе") даже получил приз на международном кинофестивале в Карловых Варах. Кстати, обратите внимание на правую картинку. Тогда никого не смущала пропаганда курения в детских книжках.
Но в 1959 году наступило "второе пришествие" желтого Мурзилки Каневского. Он вновь появился на обложке одноименного журнала и с тех пор вот уже более полувека не меняется и никому не уступает свое место. Только в постсоветские времена его неизменный шарфик окрасился в "патриотические" цвета.
Слева — обложка свежего номера "Мурзилки" за апрель нынешнего года. Обратите внимание, что время в этом журнале, будто бы, застыло. На рисунке нет никаких черт современности. Точно такая же обложка могла появиться 20, 30, 40 и даже 50 лет назад. И шарф Мурзилки из трехцветного вновь стал красным. Кстати, я уже давным-давно не видел детей, пускающих по весенним лужам самодельные кораблики из деревяшек. Сейчас у них другие развлечения.
Ну и, наконец, справа — современная, постмодернистская и уже совсем не детская интерпретация образа.
|
</> |