рейтинг блогов

Взлетает красная ракета...

топ 100 блогов vikond6514.05.2024 Взлетает красная ракета...

Ровно 80 лет назад, 14 мая 1944 года состоялся первый в истории боевой вылет реактивного, точнее, ракетного самолета. Один их опытных экземпляров немецкого скоростного истребителя-перехватчика Мессершмитт Ме-163 "Комета" с жидкостным ракетным двигателем "Вальтер HWK", окрашенный в ярко-красный цвет, стартовал под управлением майора Вольфганга Шпаате, чтобы атаковать пару американских истребителей "Тандерболт", появившихся в небе над испытательным полигоном Люфтваффе Бад-Цвишенген.

Однако вылет закончился безрезультатно, так как во время набора высоты у Шпаате неожиданно заглох двигатель. Американцы могли запросто сбить его ставшую беспомощной машину, но почему-то не сделали этого. То ли они приняли летящий почти вертикально вверх красный бесхвостый истребитель за зенитную ракету, то ли просто не заметили. Через некоторое время майору удалось вновь запустить "движок", но "тандерболты" уже ушли.

Столь же безрезультатно завершились следующие перехваты, состоявшиеся 20 и 31 мая. А первого реального результата добились уже серийные ракетные "Мессершмитты", сведенные в авиачасть "Ягдгруппа-400" (JG 400). Произошло это 16 августа, когда пять боеготовых "Комет" стартовали на перехват огромной армады из 1096 американских тяжелых бомбардировщиков В-17 "Летающая крепость" и В-24 "Либерейтор", шедших над Центральной Германией под охраной истребителей "Мустанг". Лейтенанту Руллу удалось сбить В-17, но вскоре у него закончилось горючее и его расстреляли "Мустанги". Еще одну "Комету" сбил во время атаки стрелок американского бомбардировщика.

Таким образом, счет был 2:1 в пользу американцев, если не учитывать, что потеря четырехмоторного стратегического бомбардировщика с экипажем из 10 человек — куда серьезнее потери двух дешевых одноместных перехватчиков. 24 августа, в следующем бою против 1300 американских истребителей и бомбардировщиков, шестерка "Комет" сбила уже три "Крепости", две из которых — на счету фельдфебеля Зигфрида Шуберта. Цена за это — один Ме-163, сбитый хвостовым стрелком В-17.

В конце августа американцы разбомбили завод, производивший ракетное топливо для "Комет" (ядреная смесь метанола и гидрата гидразина), из-за чего активность ракетных перехватчиков надолго упала. В сентябре и октябре Ме-163 всего несколько раз взлетали на перехват бомбардировщиков, но все эти вылеты были безуспешными. 2 ноября — очередной безрезультатный перехват, в ходе которого пилоты "ракет" никого не сбили, но потеряли три машины, а двое из них — погибли.

Всего до конца войны "Кометы", согласно заявкам немецких летчиков, сбили 16 тяжелых бомбардировщиков, однако, союзники подтверждают только девять побед (восемь В-17 и английский "Ланкастер"). Собственные боевые потери — 14 машин, шесть из которых сбито истребителями, а остальные — стрелками бомбардировщиков. Но еще, как минимум, 17 самолетов разбилось в авариях и катастрофах (данные только по JG 400 и только до конца января 1945 года).

А общий итог производства "Комет" за примерно год их серийного выпуска составлял 350 (по другим данным — 370) штук. Но значительная часть этих самолетов ни разу не поднималась в воздух из-за острого дефицита топлива и нехватки подготовленных летных кадров. Таким образом "коэффициент полезного действия" первого и единственного в мире серийного ракетного перехватчика оказался крайне низким. Впрочем, вина за это лежит не столько на самой машине, сколько на обстоятельствах, не зависевших от ее разработчиков и производителей.

На заставке — красный истребитель Вольфганга Шпаате над строем бомбардировщиков В-17.

Взлетает красная ракета...
Опытный истребитель Шпаате с бортовым кодом PK-QL и два серийных Ме-163 в разных вариантах камуфляжа.

Взлетает красная ракета...
Ме-163 выходит из атаки на "Крепость".

Взлетает красная ракета...
Трофейный Ме-163 в американском авиамузее. На переднем плане силовая установка истребителя с ракетным двигателем "Вальтер HWK" и турбонасосным агрегатом подачи топлива и окислителя. Кстати, такая же установка долго хранилась в качестве учебного пособия на кафедре двигателестроения МАИ. Но в середине 1990-х из-за "утраты актуальности" ее списали и сдали в металлолом. Доцент кафедры Владимир Котельников пытался выкупить и тем самым спасти от уничтожения уникальный памятник истории техники, однако, ему не позволили.

Взлетает красная ракета...
Схема двигательной установки ракетного перехватчика. Слева — направо: бак с окислителем (концентрированная перекись водорода), топливный бак (метанол + гидразингидрат), турбонасос, двигатель с охлаждающей рубашкой, в которой циркулировало топливо.

Взлетает красная ракета...
Несмотря на короткое время полета Ме-163 (продолжительность работы ракетного мотора, ограниченная запасом топлива и окислителя, составляла всего 7,5 минут), его кабина была неплохо оснащена приборным оборудованием. Перед лобовым бронестеклом виден коллиматорный прицел.

Взлетает красная ракета...
Трофейный Ме-163, захваченный англичанами, которые нарисовали на нем свои опознавательные знаки и желтую букву P в круге, означавшую машину, проходящую испытания.

Взлетает красная ракета...
Американцы на своем трофее даже не стали закрашивать фашистские эмблемы, а просто нанесли на хвост буквенно-цифровой код, начинающийся с букв FE, означающих Foreign Equipment — "иностранное оборудование".

Взлетает красная ракета...
Захваченный американцами японский аналог Ме-163 — Мицубиси J8M "Суйсуй", построенный по немецким чертежам, доставленным в Японию подводной лодкой. Видно, что на машине нет вооружения и крыльчатки электрогенератора. Японцы не успели развернуть серийное производство ракетных перехватчиков. К концу войны были построены всего четыре опытных экземпляра, которые проходили испытания.

Взлетает красная ракета...
Трофейный экземпляр, доставшийся Советскому Союзу. У нас его облетывал знаменитый летчик-испытатель Марк Галлай.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я не дочитал, но в целом всё понятно. Очень приятная книга с разрозненными заметками о книгах, кино и культуре. Точнее, они не всегда разнозненные, а причёдливо переплетающиеся. Например, заметка о фильме "Касабланка", а за ней - про фильм "Когда Гарри встретил Салли", в котором ...
Аааааа!!!!!!! По данным газеты, зодчие нарушали технологию строительства. «Бетон в конструкциях не успевал сохнуть. По технике безопасности нужно было ждать не менее 24 часов, пока раствор схватится. А они сразу возводили следующий этаж», - сообщил ...
Венец моего кулинарного творчества на данном этапе - фаршированные перцы
Многие утверждают, что детям просто необходимо расти вместе с домашними животными. Такое соседство учит их любви и заботе. Глядя на фотографии из этой подборки с таким утверждением сложно не согласиться. Впрочем, эта любовь взаимна. ...
Ещё рейтинги мировой политики Участникам «двадцатки» показали завораживающе красивую картинку Китая Вот интересный эпизод, мелькнувший на днях в новостях: китайцы заказали британской маркетинговой компании и вдобавок американской социологической службе исследование ...