Моторы «замены импорта» так и не взревели

Экономисты не любят слово «импортозамещение». Потому что, оно всегда означает одно – попытку сделать то же самое или худшее по качеству за более высокую цену. Причем процесс сопровождается криками: «Надо своё, отечественное!» За ними иногда стоят интересы тех, кто хочет продавать свое дороже или интересы политиков, которые хотят получить поддержку. Иногда, то и другое вместе.

Бизнес считает деньги, сам выстраивает, исходя из своего прибыльного расчета и риска, линию на приобретение факторов производства. И если, исходя из оценки спроса, «отечественное» не подходит, он не будет его покупать. И правильно сделает.
«Спецоперация» привела к гигантскому росту проектов «импортозамещения». Один из секторов – авиация. Один из проектов «импортозамещения» – оснащение самолета Sukhoi Superjet 100 российскими двигателями ПД-8 вместо франко-российских SaM146. С учетом того, что на летающих самолетах (150 бортов у российских перевозчиков) эту проблему тоже надо решать, т.к. ремонт горячей части двигателя проводился только во Франции, технологии в Россию не передавались.
Каковы успехи? ПД-8 пока не сертифицирован. Но некоторые сведения об экономике получить можно.
Выступает сегодня Юрий Слюсарь, руководитель Объединенной авиастроительной корпорации и говорит, что замена двигателей на летающих «Суперджетах» возможна, но сопряжена с высокой стоимостью ПД-8: «Поэтому при остаточной стоимости самолета, к примеру, 500 млн руб. нужно будет на сопоставимую сумму — если не больше — купить еще и новые комплектующие».
То есть, это цена ухода французского партнёра. Выход – новое «импортозамещение» - учиться делать капитальный ремонт SaM146.
Авиационный эксперт Алексей Комаров говорит, что французский Safran - партнёр российской компании по производству двигателя SaM146 отвечал за технологически наиболее сложную часть двигателя, где происходит сгорание топлива (турбина горячей части, камеры сгорания).
Sukhoi Superjet 100 не был проектом без проблем, но, во всяком случае, в том, что касается двигателей, как мы понимаем, вопросов не было. Теперь они возникли. Как, когда они будут решены и будут ли решены вообще с приемлемым уровнем безопасности и экономики, неясно.
Как жить дальше?
Юрий Слюсарь сказал, что «в резерве пока есть несколько десятков двигателей SaM146. Но на импортозамещенные SSJ New их ставить не планируют, поскольку эти двигатели нужны для поддержания исправности существующего парка».
«Отличная» перспектива «передовой технологической державы». Проще завершить «спецоперацию», вернуться к цивилизованным отношениям с миром и жить нормальной жизнью, восстановив отношения с французскими партнерами.
***
Новый Дзен-канал «Мой друг Доллар». Заходите, подписывайтесь, комментируйте.
|
</> |