Москву могли полностью разрушить
sergeytsvetkov — 09.10.2020В 1941 году, в случае захвата, Москва была обречена. Причём разрушение столицы было запланировано не немцами…
30 сентября 1941 года началась операция Вермахта «Тайфун» — по захвату Москвы. В пропагандистских целях было объявлено о скором параде немецких войск на Красной площади.
Действительно, немцы быстро продвигались к столице…
В связи с максимальным приближением линии фронта к столице и создавшейся обстановкой 8 октября 1941 года ГКО принял постановление №740 сс «О подготовке к выводу из строя промышленных предприятий Москвы и Московской области» [РГАСПИ Ф. 644. Оп. 1. Д. 12. Л. 83]. Необходимо было провести минирование предприятий и наиболее важных объектов в Москве и Московской области. Для организации специальных мероприятий была организована комиссия во главе с заместителем наркома внутренних дел СССР комиссара безопасности 3-го ранга И. А. Серова. В состав комиссии включили «начальника Московского управления НКВД т. Журавлева, секретаря МГК ВКП (б) т. Попова, секретаря МГК ВКП (б) т. Черноусова, начальника Главного военно-инженерного управления Наркомата обороны т. Котляра» [РГАСПИ Ф. 644. Оп. 1. Д. 12. Л. 83]. 9 октября 1941 г. в ГКО был представлен список из 1119 предприятий. В первой группе списка было 412 предприятий, имевших оборонное значение, ликвидацию которых предлагалось провести путем взрыва. Вторую группу составляли 707 предприятий необоронных наркоматов, ликвидацию которых предусматривалось провести путем механической порчи и поджога. [ЦА ФСБ РФ. Ф. 3 ос. Оп. 8. Д. 50. Л. 51].
(В. И. Тюрин. О некоторых нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность чекистов в прифронтовой полосе и тыловых районах в период московской битвы (30 сентября 1941 г. — 20 апреля 1942 г.) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011)
Среди прочих были заминированы некоторые помещения в Доме правительства (позднее Госплан), в Большом театре, в храме Василия Блаженного, в Елоховском соборе, в особняке НКИД на Спиридоновке, в гостиницах «Метрополь» и «Националь». Причем важнейшим условием была тщательная маскировка, так как предполагалось, что новая немецкая администрация и военные по случаю победы могли провести в этих зданиях какие-либо торжества или другие «громкие» мероприятия, разместить на этих объектах важные оккупационные учреждения или резиденции и, наконец, организовать «комфортное проживание». Следует добавить, что планировалось уничтожение не всего здания, а только отдельных помещений. Например, в гостинице «Метрополь» речь шла о ресторанном зале, в театре — сцены и т. д. Не без умысла минировалась бывшая немецкая кирха в Старосадском переулке, где в то время размещался кинотеатр «Арктика». Всю работу «взрывной группы» обеспечивал и организовывал заместитель начальника 2-го отдела НКВД СССР А. Ф. Пономарев.
Когда узнаешь об этих вынужденных мероприятиях, то возникает закономерный вопрос: неужели власти и исполнители не понимали, что многие здания определяли лицо столицы, были дороги москвичам и всем гражданам СССР? Как они расценивали свои действия? Ведь помимо этих объектов в условиях угрожаемого положения предполагалось взорвать или поджечь не эвакуированные предприятия, фабрики и заводы, имевшие промышленное и военное значение, учреждения и объекты правительственных и партийных органов, НКВД, НКО, НКПС, почту и телеграф, крупные магазины. Безусловно, весь народ воспринял бы такие разрушения с огромной болью, но приказы гласили: «Ничего не оставлять врагу!».
Когда вышли в свет воспоминания П. А. Судоплатова о «Московском плане», журналист поинтересовался его сегодняшней оценкой этих глубоко законспирированных мероприятий органов безопасности. Генерал ответил так:
«Вопрос о том, чтобы от Москвы ничего не осталось, не стоял и стоять не мог даже в то неимоверно тяжелое время. Были подготовлены к взрыву лишь определенные объекты…»
В январе 1942 года по указанию руководства НКВД СССР началось разминирование, изъятие запалов, взрывчатых веществ, боеприпасов и оружия. Изъятие оформлялось актами, расписками специалистов и других ответственных лиц.
В.К.ВИНОГРАДОВ Ю.В.СИГАЧЕВ. ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ "ЛУБЯНКА В ДНИ БИТВЫ ЗА МОСКВУ": ЛУБЯНКА. 1941 ГОД