Московское такси

топ 100 блогов natalia_goodler05.10.2022
Московское такси
Плывет, как лодочка, московское такси
По площадям и переулочкам Москвы.
Как мы с тобою неразлучны и близки,
Московское такси, московское такси...

Нынешней осенью у столичного такси юбилей- 115 лет.
В октябре 1907 года газета «Голос Москвы» опубликовала сообщение о появлении в городе первого такси.

Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то
шофер привесил к своему небольшому «ольдсмобилю» плакат
«извозчик, такса по соглашению». Он разъезжал по улицам,
останавливаясь нa углах и, по-видимому, не мог пожаловаться на
отсутствие седоков.

Как известно, спрос рождает предложение. В 1909 году в городе организовано  «Товарищество Автомобильного Передвижения» - первое транспортное таксомоторное предприятие. Начинали скромно, с четырёх авто в гараже на Старой Басманной.  Первые машины - Darracq (Франция), NAG (Германия), и FIAT (Италия). Дело пошло. Парк «таксомоторов», кстати, выкрашенных в красных цвет, быстро увеличился до десятков авто. Товарищество стало акционерным обществом. Вскоре появились конкуренты: таксомоторы компании «Такса» (автомобили Adler производства Германии) и «Московское Товарищество «Матт» (машины Benz), а также мелкие частные предприниматели.

На Страстной площади образовалась первая «биржа» (стоянка) такси.
К 1913 году в Москве насчитывалось более 200 таксомоторов.
Таксисты работали по твёрдым тарифам, а их услуги пользовались большим спросом. Водители зарабатывали до 150 рублей в месяц, а одна лишь плата за выгодное место ожидания клиентов у вокзалов или гостиниц превышала средний заработок простого рабочего.
А вот впечатления о поездке  одного из первых пассажиров московского такси. Купец первой гильдии Мамликов писал в 1910 году своей супруге в Воронеж:

А вчерась, разлюбезная моя Анастасьюшка, добирался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации. Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерет меньше. Однако предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь сплошь механика, таксомоторами называемая. 

Сначала к автопредприятиям не предъявлялось особых требований, кроме установки счетчиков, но скоро городские власти решили навести порядок.
В 1911 году утвердили «Временные правила для испытаний и поверки экипажных таксомоторов» в Главной Палате Мер и Весов. Разрешение на  «механический извоз» выдавалось  Городской Управой.
В 1915 года Городская Дума приняла постановление «О легковом автомобильно-извозном промысле в городе Москве», состоявшее  из пяти разделов:
1. Разрешение выпуска таксомоторов.
2. Осмотр и испытание таксомоторов.
3. Таксы, правила применения таксы.
4. Специальные и общие требования к таксомоторам.
5. Порядок производства промысла.
В разделах постановления насчитывалось 24 параграфа с многочисленными примечаниями и дополнениями.
Но главный смысл требований к такси кратко сформулировал журнал «Автомобилист», ещё в 1912 году

... шофёр, управляя таксомотором, должен поступать не так, как он хочет, а как он обязан

И, в общем, требование остаётся актуальным и для нашего времени.

Во время Первой мировой войны количество такси значительно сократилось, хотя таксомоторное движение не прекращалось. Машины отправлялись на нужды армии, а водители уходили на фронт в составе автомобильных рот.
В городе оставались только изношенные и технически непригодные для армии авто.
После Октябрьской революции таксомоторы работали ещё до середины 1918 года пока все такси в Москве не были национализированы, а система таксомоторов фактически уничтожена. Такси упразднили как «класс», обозвав его буржуазным. Авто, запчасти, бензин и масла распределялись только по правительственным учреждениям. Частный извоз вновь стал исключительной темой извозчиков, управлявших лошадиными силами, работавшими на доступных овсе и сене.

Возрождение такси как бизнеса началось в эпоху НЭПа. В начале 20-х таксомотор считался не средством передвижения, а непозволительной роскошью.

ГАЗ А. Лицензионная копия автомобиля Ford-A (фото Сеть)
ГАЗ А. Лицензионная копия автомобиля Ford-A (фото Сеть)

В 1925 году было принято решение о развитии государственного таксомоторное движения. Планировались и осуществлялись закупки импортных автомобилей и запчастей, с учётом ремонта отечественными специалистами. Продумывалась эффективная организация и графики движения, тарифы.
Спрос на такси постепенно повышался. Газета «Рабочая Москва» писала:

Требования на таксометры значительно превышают возможность удовлетворения. На многочисленные заказы по телефону гараж вынужден давать отрицательные ответы, так как свободных таксометров в гараже нет. Все таксометры в течение 16 часов находятся в движении». 

Лозунгом государственных столичных таксомоторов стала фраза: «Такси не роскошь, а культурная необходимость.
Рост советской автомобильной промышленности в 30-х способствовал развитию такси. К 1941 году в столице было 5 таксомоторных парков и почти 3,5 тысячи машин.
В начале Великой Отечественной войны таксопарки стали закрывать один за другим. Осенью 1941 года десятый парк на Красной Пресне был разрушен прямым попаданием 250-ти килограммовой фугасной бомбы. К концу войны во всей Москве на ходу оставалось всего 36 таксомоторов. Многие машины были восстановлены из металлолома, так как мало-мальски приличные забирали по разнарядке либо на фронт, либо на восток, в тыл. Такси работали в основном по заявкам учреждений. Например, развозили деньги из банка по сберкассам.
В первые послевоенные месяцы рынок пассажирских перевозок заняли частные владельцы трофейных автомобилей и «леваки» — шоферы служебных машин. Их бизнес был незаконным, но репрессии эффекта не давали, да и просто сил и средств для борьбы с явлением в то время не хватало. «Бомбилам» надо было противопоставить массовое доступное государственное такси. И это в сложных условиях, когда из столичного транспорта стабильно работало только метро, а автобусные, трамвайные и троллейбусные маршруты были в плачевном состоянии. Подвижного состава на них катастрофически не хватало.
Летом 1945 года сняли с консервации представительские "ЗИС-101". На улицы эти лимузины вышли как маршрутные такси, на три маршрута: круговые по Бульварному и Садовому кольцам и прямой от Рижского вокзала до площади Свердлова. В 1947 году для этих же целей 1-й таксомоторный парк получил 30 автомобилей "ЗИС-110". 

ЗИС 110
ЗИС 110

Еще одним вынужденным типом эрзац-такси стали маршрутные «полуторки» "ГАЗ-ММ" с открытым пассажирским кузовом на 10 человек. Они курсировали между железнодорожными вокзалами, компенсируя острую нехватку автобусов.
От идеи использовать малолитражки в такси («Москвич 400» и немецкие "DKW") быстро отказались. А вот авто среднего класса подошли для решения задачи. Самым распространенным такси стала «Победа». 

Автомобиль
Автомобиль "Победа" (фото Википедия)

Два новых, открывшихся в 1949 (под Краснохолмским мостом) и 1950 году (на Красной Пресне) московских таксопарка были укомплектованы именно «Победами М-20». Лимузины "ЗИС-110" работали как маршрутные такси, в том числе до аэропорта или на популярных экскурсионных маршрутах. Среди ЗИСов имелись такси-кабриолеты. Москвичи и гости могли вскладчину нанять такую машину и, с шиком и ветерком, проехаться по центру, к Ленинским горам или на ВДНХ.

В 60-е отрасль бурно развивалась. Началась эпоха автомобилей ГАЗ «Волга».
Парки страны комплектовались легендарными ГАЗ 21. Позже ГАЗ 24. 

ГАЗ 21 Волга на параде ретротранспорта в Москве 2022 г. (фото deni_gyd)
ГАЗ 21 Волга на параде ретротранспорта в Москве 2022 г. (фото deni_gyd)

Тем кто не застал их в работе, машины хорошо известны по популярным советским фильмам.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе"
Московское такси

Сразу вспоминаются «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи»...

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джентльмены удачи"
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Сегодня город невозможно представить без такси. В мегаполисе работает более 150 тысяч авто официальных перевозчиков.

Инфографика transport.mos.ru
Инфографика transport.mos.ru
Площадь Белорусского вокзала
Площадь Белорусского вокзала
На Болотной набережной. Сентябрь 2022 (фото автора)
На Болотной набережной. Сентябрь 2022 (фото автора)

#делобылоосенью

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Засуха была характерна для Ближнего Востока еще с библейских времен, но в последние десятилетия ситуация приближается к катастрофической. Изменение климата приводит к увеличению продолжительности засушливых сезонов и к рекордным скачкам температуры. Фермеры вынуждены рыть больше ...
При левом повороте с пр. Обуховской обороны на Рыбацкий установлены светофоры с дополнительными секциями (левая стрелка) горящими 20 секунд При движении с Рыбацкого теперь НЕТ ЛЕВОГО ПОВОРОТА "к Ленте" установлены знаки 4.1.2 "движение направо" Всем удачи. Будьте внимательны! ...
Давно же говорил: через то, что некоторые альтернативно одаренные едят молоки, рыба человека ни в хуй не ставит, всыкается рыба с человека как с целого вида. А через ваше поедание меда, такой же позиции, как и рыба, придерживаются насекомые. Вы скоро довыебуетесь что и млекопитающие от ...
У выдающегося режиссера современности, отсидевшего пять лет в путинских лагерях всего лишь за намерение чего-то там взорвать или поджечь, оказалось доброе сердце и открытая душа: сегодня он заявил, что готов пожать руку Путину. Правда, при одном условии: если после этого ...
По Ярославскому шоссе мне приходится ездить достаточно часто. Вот и в эти воскресенье вечером ехал за город. Месяца два как на Ярославском шоссе удалили разметку, оставили только двойную сплошную, разделяющую направления движения. Раньше в ...