Моральный кодекс человека

Если бы общественная мораль была идентична нравственности, мы бы уже давно забыли слова «война», «убийство», «унижение». Не только слова, конечно, но и понятия, за ними стоящие.
История общества – история кровопролитий, инициирование которых всегда вписывается в мораль, разделяющую мир людей на своих и чужих. В нравственном отношении все люди – свои, и принцип разделения заимствуется моралью исключительно из идеологии. Сегодня вектор враждебности может быть направлен в одну сторону, завтра – в противоположную. Такая подвижность характерна для морали, но совершенно не свойственна нравственности. Большинство моральных кодексов – безнравственны, что подтверждается агрессивной природой общественных процессов. Отсутствие внутренних ограничителей, которые и составляют суть нравственности, позволяет людям оправдывать свои поступки, указывая на мораль. Почему этих внутренних ограничителей нет? Потому что для их появления необходима внутренняя оценка того или иного аспекта действительности, а вот с оценками, свободными, вдумчивыми, ненавязанными извне, у многих пока проблемы…
На основании чего мы делаем вывод о том, что нечто является злом? Обычно на основании того, как это нечто связано с нашими потребностями. Если человеку хочется быть богаче других, он объявит свое материальное положение бедностью, а бедность - «злом», в то время как ловкие финансовые махинации в своем исполнении - «добром». С точки зрения морали, он будет прав, так как абсолютного зла (и добра) не существует, и их границы условны и относительны. Эти границы мы устанавливаем сами, опираясь на свои внутренние представления, проецируя свои желания и являя таким образом миру свою персональную нравственность. Ну, или ее отсутствие.
…И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. (Бытие 1:31)
В этике описан закон взаимной обратимости добра и зла. Этот закон вселяет надежду на возможность перемен.
Творцу понравилось то, что Он создал, потому что Он сконструировал хороший мир. В этом мире зло неизбежно и непрерывно сосуществует с добром, и наша задача – постоянно преобразовывать первое во второе, чтобы однажды, посмотрев на получившуюся картину нашей всемирной местности, мы смогли сказать: «весьма хорошо».
|
</> |