Мораль и международные отношения.
langobard — 23.01.2022 Попытки действовать в международных отношениях "моралью" (использовать как инструмент собственное "моральное превосходство") чрезвычайно редки в истории. Быть может, вообще сводятся только к большевикам, причем, не к стандартным большевикам, а к позиции "левых коммунистов" и Бухарина. Те выступали против Брестского мира, который Ленин авансом назвал "похабным", уверенных в том, что если Советская Россия продолжит хоть как-то воевать с Германией, то вместо разложившейся "царской армии" появится Красная армия, которая самим фактом того, что будет бороться, как слабый с сильным, обретет высокий моральный авторитет. И это моральное преимущество убедит немецких пролетариев перестать стрелять в русских собратьев по социальному классу и заняться собственной революцией. Мол, когда-то революционная Франция разгрохала всю ополчившуюся против нее монархическую Европу - ведь воевала она не только оружием, но и "идеями и ценностями" - Советская Россия повторит её подвиг.Вот как морализм молодой советской власти, оказавшийся вполне эпизодическим, выглядел со стороны мировой буржуазии. Как я понимаю, это отрывок из воспоминаний кого-то из германской делегации в Бресте.
(цит.) "... Напротив тевтонских рядов сидели русские, в большинстве своем небрежно и неряшливо одетые, безмятежно покуривая во время дебатов огромные трубки. Казалось, большая часть обсуждаемых вопросов не представляла для них никакого интереса, и за исключением тех случаев, когда в разговоре затрагивалась ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ПОЛИТИКЕ, что провоцировало их на многословные путаные метафизические рассуждения, они отделывались односложными репликами. Конференция отчасти напоминала собрание хорошо воспитанных нанимателей, пытающихся договариваться с делегацией чрезвычайно недалеких рабочих, а отчасти — группу попечителей из города на приеме в деревенской школе" (Buchan J. A History of the Great War).
|
</> |