Монстры, старики и аферисты: Современные итальянские комедии и их герои
okkomovies — 07.06.2022Кажется, что итальянское кино уже пережило пик популярности. Из знаковых национальных режиссеров сегодня вспоминают Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и, возможно, Пьера Паоло Пазолини. Предлагаем вам 10 итальянских комедий, наглядно демонстрирующих, что в стране всё хорошо с чувством юмора и современным киноязыком.
18+
«Жуткая семейка»
Режиссер Вольфанго Де Биази рассказывает историю итальянских Ромео и Джульетты на новый лад. Главные герои — парочка молодых людей, Луана (Эмануэла Реи) и Адальберто (Кристиано Каккамо). Они счастливы вместе, пребывают в неге конфетно-букетного периода. Им некуда спешить, поэтому и знакомить друг друга с членами семей ребята не спешат. Наконец, настает момент Х — Луана понимает, что беременна, поэтому молодые люди решают перейти на новый этап отношений.
Вот тут и вскрывается не самая приятная тайна одного из героев. Оказывается, Адальберто — не обычный смертный, а настоящий принц, наследник древнего рода, члены которого живут в огромном замке. Казалось бы, молодой ячейке общества не придется тратиться на итальянскую ипотеку. Однако Адальберто… оборотень. Члены его семьи — представители других прекрасных монстрических типологий (есть и вампиры, и ведьмы, и зомби, и даже призраки). Здесь «Жуткая семейка» делает оборот вокруг своей оси и знакомит зрителей с членами семьи невесты, которая стоит новоявленных родственников: ее отец промышляет мошенничеством, связанным с налогами, а мама талантливо притворяется психологом, зарабатывая на онлайн-курсах. Двум семьям еще придется посоревноваться в степени жути.
«Добро пожаловать в Рим. Новые приключения»
Продолжение комедийного кассового хита Италии «Добро пожаловать в Рим», который вышел под Рождество 2017 года. Режиссер Риккардо Милани возвращается к полюбившимся героям, добавляя в их семейную жизнь новую порцию головокружительных приключений. События сиквела происходят через 3 года после знакомства респектабельного богача Джованни (Антонио Альбанезе) и красавицы из бедного района Рима Моники (Паола Кортеллези).
3 года назад их спонтанный роман так и не сложился. Однако волей судьбы этим людям из разных социальных классов предстоит встретиться снова: Моника из-за проделок своих безответственных сестер оказывается в тюрьме, и Джованни (а точнее, его многочисленные связи и возможности), по сути, единственный, кто может помочь ей выбраться на свободу и избежать ответственности. Богатый чиновник по-прежнему тайно влюблен в девушку, но всеми силами старается этого не показывать. Моника выходит из тюрьмы, но обязана отработать наказание на общественных работах. Сердце красавицы по-прежнему свободно, да и Джованни оказывается под боком — место отработки наказания девушки через дорогу от его культурного центра. Сойдутся ли огонь и водопроводные трубы?
«Разыскивается Санта!»
Постановщик Эдоардо Мария Фальконе начинал как сценарист и набил руку на разношерстных историях фильмов и сериалов в нулевых. Наконец, в 2020-х режиссер взялся за Новый год и Рождество — тему, как говорится, вечную и более чем благодатную для комедийного жанра. Роль главного затейника центрального праздника в году выпала человеку, который ей максимально не подходит: не самый расторопный вор Этторе (Марко Джаллини) пробирается в дом к одинокому старику. Как нетрудно догадаться, несметных богатств внутри помещения горе-похититель не обнаруживает.
Кругом в доме старика лишь детские игрушки и мешки. Этторе, сроду не верящий в существование Санта Клауса, не может поверить своим глазам — миф превратился в жутковатую реальность, об этом же твердит и сам старик, уверяя преступника, что он самый настоящий, а вовсе не ряженый Санта. Дедушка не в лучшем виде, а праздник наступит совсем скоро. Делать нечего, Этторе решает помочь Санте: использует его обмундирование, но поначалу вовсе не для того, чтобы доставлять подарки тем, кто этого заслуживает. «Разыскивается Санта!» — добрая, поучительная сказка с непритязательной моралью и трогательной трансформацией взрослого героя, оказавшегося в непростых обстоятельствах.
«Папаши»
Драмеди актера и режиссера Роландо Равелло («Помнишь меня?») — хороший пример того, что итальянцы хотят и могут шутить практически обо всем. Здесь в центре внимания оказываются амбициозные строгие отцы. Трое взрослых мужчин считают, что совсем скоро сбудется их худший кошмар — дочери выйдут замуж не за тех парней. Тревога съедает их изнутри; поделившись главной проблемой жизни друг с другом, мужчины решают выработать план действий, чтобы как можно скорее избавиться от потенциальных зятьев.
Над искрометной комедией о вечном конфликте поколений работала целая группа сценаристов. Каждому из них удалось внести в это насыщенное произведение толику самобытности. Речь пойдет не только о гетеронормативных отношений — например, одна из дочерей, Алексия (Лорена Чезарини), сбежит со свадебной церемонии ради истинной любви… к другой девушке. Поколенческий конфликт затронет не только отцов и дочерей: красавица Сара (Алис Ферри) собирается связать судьбу с мужчиной вдвое старше. Не обойдется и без популярных аспектов поколений: Марта (Элеонора Трецца) будет по уши влюблена в молодого человека, который 24/7 читает рэп и не может помыслить жизни без него. Кто же победит, молодость или старость?
«Начать с нуля»
Лауреат Венецианского кинофестиваля Гуидо Кьеза («Обратная сторона войны») обратился к теме кризиса личностной идентичности (опять-таки у конкретного поколения). В «Начни с нуля» реалистичная, узнаваемая фактура героев пересекается с легким юмором и трогательной историей трансформации. Главная героиня Джулия (Валентина Лодовини) — типовой белый воротничок. На работе ее, как и многих других сотрудников, всякий раз по поводу (но чаще без) третирует ненавистный босс.
Нелюбимая работа — не единственный повод для грусти. Личная жизнь Джулии также не складывается. Нынешний бойфренд (Дино Аббрешия) даже не следит за домом, не говоря уже о том, что толком и не работает — он художник, творец. Бывший молодой человек Оттавио (Либеро Де Риенцо), кажется, не научился отпускать старые отношения: накануне свадьба, а он по-прежнему пишет Джулии по ночам. Градус стресса растет в геометрической прогрессии, еще и в офис приходит новая 20-летняя сотрудница-блогерша, которая внезапно добивается успеха и похвалы начальства. Джулия окончательно понимает, что нужно менять в жизни абсолютно всё, чтобы добиться успеха и стать, наконец, счастливой. Ведь именно она этого более чем заслуживает.
«Не твое тело»
Концепты перемешивания тел — еще одна ниша, которую успешно осваивают итальянские кинематографисты. Например, режиссер Симоне Годано («Почти обыкновенное лето») погружается в отношения взрослых людей, меняя их местами, как в классической русской франшизе «Любовь-морковь» с Гошей Куценко. Герои Годано — Андреа (Пьерфранческо Фавино) и София (Касия Смутняк) — никогда и подумать не могли, что однажды могут проснуться в теле друг друга.
Однажды, после диковинного эксперимента, который оба не очень-то восприняли всерьез, Андреа и София меняются местами. Теперь она — талантливый доктор с многолетним стажем, а он — обворожительная телеведущая на пике славы. Хотя на самом деле ровно наоборот, однако окружающим это невдомек. Применяя собственные знания, умения и навыки, Андрея и София, во-первых, пытаются не уничтожить карьерные достижения, во-вторых, заняться проблемами их брака, возникшими из-за непонимания и неумения слушать и слышать друг друга. По классике жанра мужчину ждет немало фантастических открытий, пребывая в теле женщины (равно и обратное).
«Идеальные незнакомцы»
Классика современной итальянской комедии от Паоло Дженовезе («Место встречи», «Супергерои»), которая породила новый поджанр театрализованных, камерных историй в замкнутом пространстве, а заодно и несколько ремейков в разных странах (Греции, Испании, Мексике и России). На самом деле «Идеальные незнакомцы», конечно, в большей степени трагикомедия: персонажи в кадре далеко не только шутят, но и злятся друг на друга, плачут и кричат. Оно и понятно: на кону безобидной, казалось бы, игры за обеденным столом не только их жизни, но и будущее каждого из присутствующих.
Близкие друзья решают собраться вместе в одном доме. 7 товарищей, парни и девушки, собираются на торжественный ужин за одним большим столом. За бурным обсуждением последних новостей один из героев предлагает шуточную игру — зачитывать все сообщения, приходящие на смартфоны всех присутствующих, вслух. Позже участники перешли и на звонки — отвечать приходится по громкой связи. Какова цена лжи — на этот немой вопрос предстоит ответить каждому из участников шуточной затеи, со временем трансформирующейся в соревнование, у кого больше всего секретов и тайн друг от друга.
«В семье не без священника»
Если Роландо Равелло исследовал конфликт поколений через призму отцов и дочерей, собирающихся под венец, то полнометражный дебют Эдоардо Марии Фальконе «В семье не без священника» берется за схожую тему, но обращается к ней с другого ракурса. В центре повествования отец и сын, которые долгое время не могут прийти к консенсусу и услышать друг друга. Да, итальянцы любят простые человеческие истории на грани драмы и комедии.
Кардиохирург Томмазо (Марко Джаллини) — талантливый врач, специалист, который добился всего своими силами. Его убеждения, как и у многих медиков Италии, глубоко атеистические: когда пациенты благодарят Бога после успешной операции, такие, как Томмазо, лишь закатывают глаза. Сын Томмазо, Андреа (Энрико Ойтикер), пошел по стопам отца. Молодой человек хочет лечить людей, постигать врачебную науку. Но однажды между ними встает священник Пьетро (Алессандро Гассман), популярный у молодежи проповедник, слушая которого Андреа решает примкнуть к истинно верующим итальянцам. Хирург и священник начинают сражение не на жизнь, а на смерть во имя дальнейшей судьбы малого отпрыска.
«Венецианские львы»
Изощренная комедия молодого режиссера Пьетро Паролина — кино для наиболее насмотренных киноманов и синефилов. Помимо классической истории о быстром заработке на не очень-то богоугодном деле, фильм «Венецианские львы» наследует классике итальянских комедий с великим Адриано Челентано и Паоло Вилладжо. Гуальтьеро (Нери Маркоре) — наследник огромной финансовой империи. После смерти отца ему достается семейное дело, однако папенькин сынок не обладает навыками для управления столь масштабным предприятием.
Тут еще и мировой финансовый кризис подпортил все карты. В результате огромных убытков и разгульного образа жизни состояние всей семьи Гуальтьеро испарилось. Теперь герою предстоит найти новые источники обогащения, а заодно старательно делать для всех окружающих вид, что роскошный уровень жизни — это то, что Гуальтьеро по-прежнему может себе позволить (хотя совсем нет). Неожиданные идеи по традиции приходят на самом краю отчаяния — главный герой решает, что в современном мире недостаток распятий. Новые он решает делать из переработанного пластика — экологично и богоугодно! Поможет ли необычному начинанию молитвы горе-предпринимателя?
«Уедем к чертовой бабушке»
Сицилия — остров, который не так часто попадает в поле зрения итальянских кинематографистов. Для дуэта актеров, комиков и режиссеров — Сальво Фикарры и Валентино Пиконе («Закону тут не место», «Самое первое Рождество») — нет ни запретных тем, ни малознакомых территорий. Авторы отправились на Сицилию, где сняли малобюджетную, но весьма уморительную историю приключений друзей по несчастью (главные роли режиссеры исполнили сами).
Сальво и Валентино — друзья не разлей вода. Не раз они выручали друг друга в самые темные времена жизни. На сей раз и тот, и другой остались без работы. Испробовав все возможные варианты поиска трудоустройства, товарищи не находят другого решения, кроме как съехать из любимой квартиры и перебраться в провинциальный городок Монтефорте. Здесь жить существенно дешевле, главное — крыша над головой, а как заработать, друзья обязательно придумывают. Довольно быстро Сальво и Валентино понимают, что город практически полностью населен пожилыми людьми. Молодые авантюристы оперативно открывают дом престарелых и активно зазывают туда жителей города, живущих на скромную, но стабильно поступающую на счет пенсию. Примечательно, что во многих сценах фильма снялись непрофессиональные актеры — простые жители Сицилии, которых спонтанно пригласили на съемочную площадку.
Текст: Тимур Алиев