10 фильмов о том, чего на самом деле хотят дети
okkomovies — 01.06.2022Ко Дню защиты детей составили подборку фильмов о том, чего желают и к чему стремятся будущие взрослые. На самом деле мечты больших и маленьких не слишком отличаются, хотя воплощаться могут по-разному.
16+
Приключений
«Королевство полной луны»
Эстет Уэс Андерсон взял и снял идеальный детский фильм, но предназначенный скорее тем, у кого детство позади. Это калейдоскоп культурной ностальгии, где все детали подогнаны, ножа не просунешь. Скаутский лагерь, 1960-е, юные аутсайдеры против всего мира, первый романтический танец подростков на морском берегу. Проблемы взрослых, которых играют суперзвезды, на втором плане. А главное — летнее приключение, которое случается лишь раз в жизни. Центральные персонажи — бунтарь-одиночка и мечтательная затворница. Они несут ощущение избранности, настолько сильное в детские годы, что даже молния, поразившая мальчика, не принесет ему вреда, а невозможный хэппи-энд мыслится, как должное.
Самореализации
«Маленькая Мисс Счастье»
Культовый хит «Сандэнса», незабытый до сих пор, рассказывает о дисфункциональной семье, одни члены которой скандалят, другие думают о суициде, а третьи переживают переходный возраст. Могла бы получиться чернушная комедия в духе Тодда Солондза, но фокус на девочку Олив в исполнении юной Эбигейл Бреслин делает фильм милым и действительно вдохновляющим. В тандеме с Бреслин, которая получила в 10 лет номинацию на «Оскар», — гениально молчащий в роли подростка-ницшеанца Пол Дано. История о том, как простодушная девочка решила выиграть конкурс красоты для детей, — вывернутый наизнанку типичный голливудский рассказ о достижении большого успеха. В конечном итоге маленькая Олив получает свой звездный час, но на собственных условиях и ради себя самой.
Справедливости
«Убить пересмешника»
Классический голливудский фильм по культовому американскому роману Харпер Ли. История о детстве в южном городке 1930-х годов одновременно является судебной драмой. Если вдуматься, это необычное сочетание. Однако скучно не будет ни детям, ни взрослым. Главная героиня по прозвищу Скаут и ее старший брат Джим — дети овдовевшего адвоката, который защищает в суде явно ложно обвиненного в изнасиловании черного парня Тома. Дети тайком присутствуют в зале суда, где невинность Тома и правота Аттикуса, защитника, ясны, как день. Но предрассудки заставляет присяжных приговорить несчастного к смерти. Дети впервые сталкиваются с торжеством несправедливости и осознают слабость стоической философии их отца — лишь часть этой утраты они смогут компенсировать позже. Грегори Пек за роль «Аттикуса» получил «Оскар», а юная Мэри Бэдам — опять же номинацию в 10 лет. Позднее она с удовольствием завязала с кино.
Крови
«Повелитель мух»
Миф о природной чистоте и неиспорченности ребенка, расхожий в литературе XIX века, окончательно умер, когда вышел великий роман Уильяма Голдинга. Притча о паре десятков мальчишек на необитаемом острове стала одной из самых злых антиутопий и в своем роде нехорошим диагнозом для всего человечества. Дети, затерянные среди океана во время Третьей мировой, сперва пытаются поддерживать порядок, усвоенный в английской частной школе. Однако этот карго-культ быстро сменяется культом первобытным, кровавым, с элементами сатанизма. Немногие, пытающиеся сохранить разум и совесть, рискуют стать жертвами детей-охотников. Британский режиссер Питер Брук, известный по театральным постановкам шекспировской классики, максимально близко перенес на экран тогдашнюю книжную новинку — мрачно и завораживающе.
Мира
«Война пуговиц»
Писатель Луи Перго был молод и знаменит в начале прошлого века. В 1912-м он написал книжку о детской войне, в 1915-м был убит на войне настоящей. В 1962-м вышла экранизация «Войны пуговиц» Ива Робера, один из самых любимых французами фильмов, а всего экранизаций было 5. Рассказ о мальчишках из соседних деревень, которые в сражениях срезают друг у друга пуговицы в виде трофеев, идеально укладывается в любой антураж, поэтому режиссеры переносили действие в современность, в Северную Ирландию, во времена нацистской оккупации Франции. Версия Яна Самуэля (автора кинохита «Влюбись в меня, если осмелишься») близка к фильму шестидесятых. Две партии подростков ведут всё более серьезную войну, которую в итоге прекращает любовь. Вернее влюбленность лидера одной «банды» в девочку из другой деревни, которая делает его другим человеком. Взросление мальчика заставляет его сложить оружие, чего не могут сделать уже выросшие бывшие дети.
Любви
«Вам и не снилось»
Сентиментальный предперестроечный хит, еще одна версия «Ромео и Джульетты», сразившая аудиторию наповал. Илья Фрэз за несколько десятилетий стал корифеем детского кино, но впервые его герои-старшеклассники доросли до настоящего чувства, к тому же явно пропитанного эротизмом. Спустя годы всё так же подкупает игра актеров в главных ролях: причем Татьяна Аксюта на самом деле была уже взрослой, а вот Никита Михайловский действительно еще учился в школе. Влюбленность героев не просто сильна здесь — она учит ответственности, наполняет спокойной уверенностью и возвышает над обыденностью спальных советских районов. Неплохая ролевая модель для подростков-романтиков, несмотря на (возможно) печальный конец.
Дружбы
«Останься со мной»
Четверо приятелей идут посмотреть на мертвеца и сами едва не расстаются с жизнью — страшная летняя сказка по мотивам лучшей повести Стивена Кинга «Тело: Падение невинности». Все молодые актеры в фильме, от Уила Уитона до Кифера Сазерленда, впоследствии сделали голливудскую карьеру. Главная звезда здесь — рано погибший Ривер Феникс, выдающийся талант которого был очевиден уже тогда. Снова это история о путешествии, из которого никто не вернется прежним. И пронзительное повествование о дружбе, постоянно подвергающейся испытаниям на протяжении одного длинного-длинного дня. Ранняя подростковая дружба — опаляющая, безудержная, болезненная и незабываемая, как сама эта история.
Ответов на все вопросы
«Камон-камон»
Роуд-муви о взрослых и детях — почетный американский жанр, да еще и широкого спектра от «Бумажной Луны» до «Капитана Фантастик». Новенький «Камон-камон» в этом ряду смотрится вполне достойно — черно-белый обаятельный мамблкор, мало на что похожий. Радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса интервьюирует детей о проблемах современного общества для своей авторской программы: эти вставки с рассуждениями нового американского поколения документальные. Однажды у диджея появляется компаньон, его десятилетний племянник Джесси, с которым они побывают всюду от Нью-Йорка до Нового Орлеана. Причем не по годам смышленый молодой человек сам готов задать дядюшке очень непростые вопросы. Здесь путь к переменам проходят оба героя, большой и маленький, при этом Вуди Норман в актерском мастерстве ничуть не уступает маститому профи Фениксу.
Познать неведомое
«Москва-Кассиопея»/«Отроки во вселенной»
Дети любят фантастику, но ее герои обычно, увы, взрослые. Впрочем, есть и заметные исключения, как эта советская дилогия. Школьники летят с научной миссией в космос, потому что не успеют состариться за 27 лет полета — ответственное решение для шестерых комсомольцев, трех мальчиков и трех девочек, перекрестно влюбленных друг в друга. Ситуацию смешивает трикстер Лобанов — случайно оказавшийся на корабле двоечник. В некотором смысле это наша детская версия «Космической Одиссеи»: чего стоят сюрреалистические сцены, где на борту затерянного в космосе корабля возникает декорация советской гостиной. Школьники поют «Если что-то я забуду, вряд ли звезды примут нас», ведь, отправляясь в неизведанное, мы всегда берем с собой наше прошлое.
Вернуться домой
«Микроб и бензин»
Тотально недооцененный фильм мечтателя Гондри — нет даже страницы в английской Википедии. А между тем, на сегодня это его последняя полнометражная работа (позднее режиссер занялся сериалом «Шучу» с Джимом Керри). После игр разума и путешествий в сновидения Гондри создал идеально простое подростковое кино — очевидна параллель с «Простой историей» Дэвида Линча (только у американского автора герой на газонокосилке пенсионного возраста). Микроб и Бензин — классический дуэт друзей: тихоня и хулиган, художник и изобретатель. Никому ничего не говоря, они едут по Франции в собственном доме-автомобиле, в дороге встречая интересных людей и традиционные опасности. Пересказывать сюжет не имеет смысла, ведь это фильм об инициации, превращении мальчика в юношу — магия работает, только когда ты проходишь путь вместе с героем. В конце все дороги замыкаются в кольцо, и жизнь продолжается, только в другой тональности.
Текст: Андрей Гореликов