Мономах

Мономах потребовал прекратить истребление евреев, обещав
киевлянам, что князья решат вопрос о еврейской общине. И на
княжеском съезде в Выдобиче этот вопрос был решен. Владимир Мономах
заявил, что конфисковывать еврейское имущество, хотя и нажитое
неправедным путем, он не будет. Евреи сохранили право на все,
приобретенное ими на Руси. Но им отказали в праве на жительство, а
тайно приезжавшие лишались покровительства закона. Всем евреям
предлагалось немедленно выехать туда, откуда они явились, для чего
им был выделен необходимый конвой. После событий 1113 г.
западничество на Руси исчезло до XIII в., и в дальнейшем боролись
лишь две партии: провизантийская и русская.
Не менее эффективно решил Мономах и половецкую проблему. Русские
рати, проигрывая отдельные стычки, легко выиграли войну со столь
немобильным противником. Решающий поход в 1111 г. был общерусским.
На Донце кочевники были разбиты, а в 1116 г. сын Владимира Мономаха
- Ярополк разгромил половецкие вежи и на Дону. В 1120 г. тот же
Ярополк уже не нашел половцев на Дону: кочевники ушли в глубь
степей.
В итоге этих походов западные кочевья между Доном и Карпатами
были приведены к покорности. Половцы, жившие на этой территории,
вошли в состав Руси на началах автономии и, будучи некрещеными,
стали называться "свои поганые" (от латинского paganus -
"язычник"). В противоположность им половцы, жившие за Доном - на
Волге и Кубани, - именовались "дикими". "Дикие" половцы обыкновенно
выступали союзниками ростово-суздальских князей, тогда как их
степные враги, жившие на южной границе Волыни, - торки -
поддерживали князей волынских и киевских.
Л. Гумилёв "От Руси к России"

|
</> |