«Поезд в Пусан» vs «Поезд в Пусан 2»
pasha_popolam — 02.09.2023Недавно посмотрел сиквел «Поезд в Пусан», в оригинале «Полуостров», а заодно и так сказать приквел – анимационный «Вокзал Сеул». Стала немного более понятна вся эта история с нашумевшим корейским зомбитрэшем. Вообще Ён Сан Хо изначально занимался только анимацией и его зомби-опыт касался исключительно анимационного «Вокзал Сеул», но по мере производства стала ясна перспектива и «тварцы» сразу взялись за художественную полноэкранку.
«Поезд в Пусан» неожиданно выстрелил, собрав рекордную кассу и дело с продолжением было решено. Но в чем же заключался секрет успеха, ведь картина в принципе не отличается особой оригинальностью. Корейцы по-ходу вообще не заморочились «сложными вопросами» возникновения зомби-пандемии и её оригинальным описанием. Зомби у них появляются неожиданно из ниоткуда, в довольно стандартном виде, лишь в общем намекая на халатность чиновников и похуизм капиталистов. Оригинальная фишка франшизы – социальная метафора, фильм вышел на фоне массовых протестов охвативших Корею, здесь зомби-апокалипсис как бунт, это становится понятно по «Вокзал Сеул». Эта анимация чистейшая социальная драма, зомби-атрибутика здесь как фон.
Действие разворачивается вокруг молодой пары – бывшей проститутки и её дружка геймера. Молодым людям нечем оплачивать жильё и они вплотную подошли к порогу за которым бомжи и сеульский вокзал. Собственно заваруха начинается здесь, бомжи разбегаются и их столкновение с остальным обществом составляет основную фабулу. Т. е. общество и власть изначально не могут разобраться где зомби, а где бездомные, а после идентифицируя всю ситуацию как беспорядки. Таким образом зомби-апокалипсис как стихия народного восстания и полиция и армия тут бессильны. В плане остросоциальной критики «Вокзал Сеул» беспощаден и беспросветен, всё герои погибают, кроме того самого бомжа который стал связующим звеном, забежав в поезд на Пусан.
По своей идеологии «Поезд на Пусан» аналогичен «Вокзал Сеул», несколько смещая социальные вопросы в сторону личной моральной ответственности. Именно детальная проработка узнаваемых персонажей, как положительных, так и отрицательных, явилась особенностью и удачей картины, а вовсе не вторичный сюжет и не атрибутика. Ну а что касается метафоры, то тут она похоже завязана на дикий капитализм: состав летящий в никуда, продвижение по узкому коридору, работа локтями, нечестные приёмы и всё это в условиях цейтнота. Кроме того картина удалась именно драматичными эпизодами и реалистичными диалогами, всё это в принципе к зомби вообще не относится и могло быть связано с любой темой-катастрофой.
Теперь что касается «Полуострова». Фильм не оправдал ожидания, он почти полностью лишён именно тех компонентов которые принесли успех в первом фильме. По большому счету это просто пост апокалипсис с экшеном, каких несметное количество. Агрессивное городское пространство с поиском предмета – «Побег из Нью-Йорка», гонки на автомобилях – «Безумный Макс», жизнь в условиях городских джунглей – «Я, легенда» и т. д. и т. п. Кроме того в картине слишком много пафоса, мелодрамы и полное отсутствие самоиронии.