Вильгот Шеман. Шведский стол, шведская постель и шведский социализм
pasha_popolam — 30.08.2023

Вот и добрался я до Шемана, вернее до тех двух его картин которые ещё не видел, но хотел посмотреть. Это «Пригоршня любви» 1974 и «Постель для брата и сестры, 1782» 1966 гг. Вообще Шеман снял довольно много картин, но эти две, кроме «491» и «Я любопытна» составляют четвёрку лучших, во всяком случае если верить рейтингам. Но, так как я лично рейтингам не верю и оцениваю всё сам для себя, то в данном случае вынужден признать, что большинство поздних картин Шемана действительно заметно слабее. Ну что ж, тем ценнее две вышеназванные.

Когда я смотрел «Пригоршню любви», не отпускала мысль что фильм снят по какому-то классическому роману, возможно даже по какой-то неизвестной пьесе Горького… но выяснить удалось только то что сценарий писал сам Шенан, впрочем я конечно знал что чувак писатель, но тут вдруг выяснил что чувак очень хороший писатель, и режиссёр тоже. Потому что «Пригоршня любви» мне определённо зашёл. Фильм было интересно смотреть. Хотя я и не любитель больших фильмов, а этот более двух часов, при том что это социальная драма, смотрелся на удивление легко, особенно в своей последней трети. Я тут попытался проанализировать, в чем его плюсы, но сначала сюжет.

Действие происходит на фоне событий середины лета 1909 года в Стокгольме. В Стокгольм ожидается визит Николая 2, а в среде руководителей рабочего движения зреют планы всеобщей забастовки. Эта картина о любви, политике, суровых идеалистах и меркантильных дельцах. О целях и средствах, о взрослых играх где человечки - разменная монета. Хердис (Анита Экстрём) подруга рабочего активиста Даниеля, устраивается прислугой в дом влиятельного коммерсанта Клауса Кроны. Хердис привлекательна и умна, но не имеет образования. Всё устремления Хердис направлены на создание собственной семьи, но Даниель полностью поглощён политикой: дети, семья лежат за кругом его мира, кроме того у него уже есть сын и Даниель понимает что не сможет уделить детям должного внимания. Даниель поглощён сбором средств на поддержку ожидаемой на начало августа забастовки.

Между тем в доме Клауса Кроны совершенно другая атмосфера. Тут куча детей, родственников, постоянное движение, интриги и полусвет. Сам Крона позитивный человек и удачливый коммерсант, он вхож в круг больших политиков и всеми силами старается монетизировать это обстоятельство. Теперь по намекам и разговорам Крона догадывается о скором локауте и намерен изрядно наварится. Хердис разочарованная отношениями с Даниелем вступает в связь с Кроной. В это время объявлена забастовка, рабочие и хозяева вступили в жёсткое противостояние. Жена Кроны Инес (Ингрид Тулин) узнаёт о связи мужа и служанки, у неё созревает свой план.

Конец фильма это как бы скрещение политики, коммерции и любовных отношений. Накал страстей происходит постепенно и в конце делает несколько неожиданных кульбитов. Конечно же бедняки опять проиграли, но финал остаётся открытым и в какой-то степени оптимистичным. Теперь что касается формы. В картине нет никакого экшена, никто никого не убил, военные ведут себя сдержанно, рабочие корректно, морды никто не бьёт, даже ссорятся без мата… скандинавы хреновы. Почему же тогда фильм обладает странным притяжением и его хочется досмотреть? Я насчитал три составляющих, не считая уже упомянутой сценарной основы. Во первых это актёры, скандинавская актерская школа всегда была сильной стороной. В «Пригоршне любви» много персонажей и большинство из них сыграли отлично, особенно актрисы. Во вторых постановка, декорации, реквизит, мизансцены, операторская работа, всё сделано очень талантливо, точно и с большим вниманием к деталям. В третьих то что является продолжением первого – в картине достаточно много откровенной эротики, которая вообще сильная сторона фильмов Шемана, а здесь ещё и в исполнении прекрасных актрис.

На этой весёлой скандинавской ноте переходим к более раннему фильму с говорящим названием «Постель для брата и сестры, 1782», фильм 1966 года выпуска, с Биби Андерсон, Пер Оскарссоном и Гуннар Бьернстрандом.
А вы знали что в Англии не только Шекспир, а целая шекспировская группа. Это как узнать что кроме «Джой дивижн» есть ещё 100500 манчестерских панков. Джон Форд оказывается чуть ли не второй по значимости драматург и фильм снят по его пьесе «Жаль что она блудница» начала 17 века. Вообще пьеса рассказывает как бы о итальянцах, но тема инцеста точно попадает в круг скандинавской эстетики и фильм Шемана отлично раскрывает тему, правда смещая временные рамки на сто лет вперёд, перенося действие в Швецию и несколько изменяя сюжет.

Якоб возвращается домой из Франции, где учился опере. При этом вероятно обучение в Париже оперой не ограничилось. Между Якобом и его сестрой Шарлоттой завязываются отнюдь не братские отношения, хотя Шарлотта помолвлена с влиятельным придворным графом Шварцом. Перед глазами брата и сестры печальный опыт тётушки Ингрид залетевшей от собственного отца, но тем не менее они таки дошутились до беременности. В данной ситуации Якоб повёл себя не красиво, струсил и слился. А граф Шварц напротив, неожиданно благородно, согласившись признать ребёнка.

К этому фильму безусловно можно отнести всё то что было сказано относительно «Пригоршни любви». Хорошая актёрская игра, крепкая классическая постановка, адаптированные диалоги, небанальная картинка и монтаж, откровенная эротика. Для 1966 года просто революция. Тем не менее «Я любопытна», вышедший на год позже вызвал куда большие холивары своей откровенностью. Неужели это из-за того что «Постель…» посчитали в целом резонерским, а финал с убийством героини вообще как наставление молодёжи.

На последок, об ещё одной экранизации скандальной пьесы Форда, на этот раз итальянской, в постановке Джузеппе Патроне Гриффи. В главных ролях Шарлотта Рэмплинг, Оливер Тобиас и Фабио Тести. Так понимаю что фильм по сюжету и диалогам намного ближе историческому оригиналу. Чего не скажешь о форме постановки, которая чистый модернизм и напоминает подобные опыты с пьесами Шекспира. Т. е. оригинальные диалоги начала 17 века, надо сказать довольно суровые, произносятся на фоне упоротых декораций в виде коридоров обклеенных яичными ячейками или 100500 свечек выставленных в бесконечный ряд.

Что же касается эротических сцен, то это буквально пара эпизодов напоминающих балет, причем вторая вообще в исполнении лошадей. Что удивило, так это финал. Нет, я понимаю конечно, что Италия, 17 век, вендетта, и всё такое. Но резня с таким количеством натурализма и кровищи, напоминает больше не Шекспира, а «Кошмар на улице вязов». Но в общем картина вполне эстетичная, т. е. эстетская. Но у Шемана мне лично больше зашла.

Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
Кто сидит в московских ресторанах?
Меган, Гарри и Серена Уильямс на гала-вечере Baby2Baby
"Братья вовек" - Парк Хуамин. Часть 1
Осеннее небо Приморья
А.Тулупов: воистину бог бережет нас от погибели, хранит от Запада.
дэблоиды
Вечер с хозяином
Самые популярные детективы октября

