Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

топ 100 блогов pasha_popolam28.08.2023
Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Речь пойдёт о бельгийском арт-хаусном режиссёре, снимающем хорроры и триллеры… Сейчас прочитал что написал и понял что ни один тезис из вышенаписанного не может считаться однозначно справедливым. Во-первых, Дю Вельц хоть и бельгиец, но он слишком сильно завязан на французский кинематограф. Во-вторых, назвать его арт-хаусным режиссёром можно довольно условно, то что он снимает, это скорее авторское B-movie, причём это где-то трэш-эксплуатация, в которой всё же арт-хауса побольше нежели например в картинах Крейвена или Хупера. Но и полным трэшем эти фильмы не назовешь, это все же не Уотерс и не Дрю Болдан. Фабрис Дю Вельц это нечто пограничное, при этом однозначно в евро эстетике. Там не настолько тонко и метафорично как например у Вармердама, но за то с большой степенью общественной и социальной критики. Это всё что касается внутреннего наполнения, по форме же это очень мрачные хорроры, с чернейшим юмором и изрядной долей сумасшествия, но всё же до бельгийской «Свадебной вазы» Дю Вельцу далеко.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Впечатления от фильмов бельгийца я получил ещё лет десять назад, после этого потерял его из вида и вот теперь вышло так же как и с Медемом – я посмотрел три фильма снятых после 2014го. Если дальше проводить аналогию с тем же Медемом, то впечатления оказались кардинально противоположными. Т. е. если Медем на мой взгляд в своих трёх последних картинах здорово дрейфанул в сторону либеральной повестки, то Вельц напротив выдал очень хлесткие анти-американские, анти-либеральные памфлеты, с чем я нас всех и поздравляю. Между тем начнём с начала, с короткометражки снятой в 1999 году.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

«Прекрасная любовь» сразу же задала планку евро-хоррора в его французском сегменте, на уровне упоротости Ажу, Ложье и т. п. Двадцатиминутный фильм с ходу погружает нас в вязкую атмосферу вечернего мегаполиса. Дождь, улица, фонарь, грязный коридор, тётя в затрапезной кофточке, с отмороженной физиономией. Тётя возвращается с работы домой и в своей квартире приоткрывает завесу относительно своей личности.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Тётя страшна, одинока, озабочена и напориста. У тёти праздник, она заказала стриптизера себе на вечер. Дальнейшее несколько напоминает «Груз 200» в его самой отвратительной части. С той только разницей что фильм Дю Вельца юмористический (ну так мне показалось). Помимо страшной тети, там ещё будет парочка свингеров, ворчливый мясник и дебильный помощник мясника. Всё это в купе с размазанной кровищей (кетчупом) создаёт отличную атмосферу блевотного дна французского города. Эта короткометражка отлично вводит в мир фильмов бельгийца. Следующий это фактически расширенная версия «Прекрасной любви», называется «Мучение» или «Испытание». Ведь любовь это оно и есть, не так ли.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

«Мучение» выпущенный в 2004 году, с первых же эпизодов заявляет о своей вторичности: заглохший в лесу фургончик, поворот не туда, дичайшая мухосрань, неадекватное местное население, по сути банальнейший набор хорор-штампов от начала до конца. Но в процессе просмотра понимаешь что всё это выглядит как-то совершенно оригинально. Во-первых, уровень сумасшествия тут определённо превышает всё обычные нормы. Во-вторых, элементы насилия для современного хоррора явно недостаточны и упор делается не на реалистичность спецэффектов и грима (хотя всё это есть), а на эпизоды с совершенно упоротыми персонажами (некоторые довольно оригинальные, можно назвать находками).

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Всё это вкупе создаёт необычное впечатление, дикости и какого-то угарного юмора, от которого не знаешь смеяться или плакать. Дело в том что действия всех без исключения персонажей совершенно неадекватны. Кажется только главный герой тут нормальный (это только кажется), а окружающая действительность грозит нагнуть его под себя, причём в прямом смысле. Таким образом всё это выглядит как метафора мира сошедшего с ума.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Итак. Марк что-то вроде аниматора, он бывший популярный исполнитель, а теперь нищеброд, он принимает заказы на выступления по всей стране. Марк наряжается в ретро и исполняет старые песни, в основном для контингента богаделен. Кстати говоря, идея пересадить сраных артистов с личных самолётов на фургончики мне очень импонирует.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Под Рождество у Марка много работы, с мерзопакостного по погоде севера, он торопится на юг Франции. Выступив в доме престарелых, Марк подвергается домогательствам старушки, а следом сразу медсестры, которую кстати играет повзрослевшая но не изменившая себе Бриджит Лаэ. Спешно покинув невеселое место Марк вздохнул с облегчением, но это было только начало.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Ночь, дождь, лес, Марк заплутал и фургон его заглох. Местный дурачок ищет в лесу собаку, он отводит Марка в гостиницу. Месье Бартель – вежливый хозяин, заселяет Марка и обещает помочь с фургоном. Бартель одинокий старик, его давным-давно бросила жена (тоже певица) и Марк вызывает у Бартеля ностальгические воспоминания. Вообще Бартель юморист, но после того как Глория сбежала с хахалем, анекдоты как-то не складываются. Бартель настаивает на исполнении песни Марком и тот уступает.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

На следующий день Бартель собирается осмотреть фургон и предупреждает Марка держаться подальше от соседней деревни. Марк тем не менее не послушал и забрел на окраину, к старому хлеву. Охуевший Марк становится свидетелем странной сцены, в которой несколько реднеков наблюдают как их приятель шпилит не то свинью, не то телёнка. Марк предпочитает вернуться в гостиницу.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Тем временем Бартель выломал дверцу и обчистил фургон. Марк негодует и получает аккумулятором в голову. Залитого кровью, в бессознательном состоянии, Бартель затаскивает Марка в дом и переодевает в платье жены. Дело в том, что Бартель уверен что артист и есть его жена Глория. Уж не знаю «че там» было ночью, но спали они в одной постели. Этот поворот является ключом в идею фильма, образ очень точно передаёт европейскую атмосферу накануне большого пидерастического перелома. Марк пытается бежать, но Бартель ловит его и прибивает гвоздями к поперечной балке, надо полагать это то же намёк на религиозные трансформации.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Если рассматривать картину именно в этом контексте, то финал выглядит ещё более показательным: Бартель берёт ружьё и приходит в харчевню, он заявляет всём реднекам о своём праве на владение Глорией. Как мы видим, среди населения нет ни одной женщины и реднеки развлекаются дикими например танцами друг с другом. Ночью реднеки берут штурмом гостиницу, убивают Бартеля и пытаются изнасиловать Глорию. Глория, тфу, то есть Марк убегает, он бежит через болота. Последний реднек, не отказавшийся от преследования, попадает в топь, он просит Глорию хотя бы сказать пару слов любви и Глория не может отказать.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Читая кое какие отзывы на этот фильм, я обнаружил то что и ожидал. Зритель подошёл к фильму как к заурядному хоррору, а в этом отношении фильм не то что бы не дотягивает, но он заточён совершенно под другой жанр. Соответственно эмоции вызывает совершенно другие, не как для обычного ужастика «острые ощущения», а заложенное туда отвращение к возможной действительности. Там нет персонажей достойных жалости, но есть общество вызывающее омерзение. Со следующим фильмом вышла аналогичная история.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

«Виньян» 2008. Картина вышла по мотивам недавней тогда катастрофы вызванной цунами, поэтому зрители склонны были сравнивать её с известной мейнстримной голливудской лентой «Невозможное». Между тем «Виньян» только в общих чертах использует фабулу поиска пропавшего ребёнка, на самом деле картина совсем о другом. Кадры последствий катастрофы стираются в картине на фоне панорамы городского дна и нищеты провинции. На самом деле «Виньян» по своему посылу можно считать противоположным «Невозможному», он не о силе духа, а о уязвимости души.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Виньян это душа которая не успокоилась, она не может найти дорогу в иной мир и от этого несчастна и зла. По сюжету тайская легенда о неуспокоенной душе это метафора современного мира, бесприютного, злого, ломающего людей вне зависимости от их статуса и местопребывания. Как и предыдущий фильм Дю Вельца, этот в принципе лишён положительных персонажей, по своей форме он похож на «Апокалипсис» Копполы, а по содержанию на «Антихрист» Триера и ещё фильм чем-то напомнил мне «Армавир» Абдрашитова.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Картина медленное погружение в безумие, к финалу переходящее в полный сюр. Фильм депрессивный, напрочь лишённый юмора, только злая ирония, безнадёга и гибель. Немного сюжета. Пол года назад Жанет и Пауль потеряли сына во время цунами, в данном случае фильм раскрывает работу женского разрушительного начала. Инстинкт доведённый до абсурда и заводящий на ту сторону реальности. Виньян в данном случае это и душа Жанет, заплутавшая в дебрях подсознания как во влажных тропиках Бирмы.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

В своём темпе «Виньян» чистый медитатив, в визуале серая хмарь, в апогее простреленная ярко красными вспышками. В плане шокового контента фильм довольно сдержан и с современными хоррорами не тягается, да и не в том его смысл. Из минусов я бы выделил несколько избыточную детскую массовку в финале, но поразмыслив пришёл к выводу что таким образом Дю Вельц возможно оформил свою статью благотворительности, хотя мог бы просто раздать детям по конфетке, а не мазать их толстым слоем глины.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Что же касается основных героев, то Дю Вельц в этом смысле сделал шаг вперёд, пригласив довольно известных европейских актёров: Эммануэль Беар и Руфуса Сьюэлла. Тут надо отметить, что Беар в свои пятьдесят пребывала в прекрасной физической форме и отыграла вполне на уровне. В своём следующем фильме Дю Вельц сохранил тенденцию на знаменитостей, хоть и вторую главную роль исполнил входящий в обойму Лоран Люка, но в главной женской блеснула Лола Дуэньяс.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

«Алилуйя» можно считать несомненной удачей Лолы, она показала нечто совершенно отличное от того к чему всё привыкли по фильмам Альмадовара. Откровенно говоря я не ожидал подобного демонизма от Лолы, она оставила далеко позади Генсбур из «Антихриста» и подобная неожиданность пошла только на пользу, учитывая довольно избитый сюжет по известной криминальной истории Марты Бек и Раймонда Мартинеса Фернандеса, известных под прозвищем «Одинокие сердца», орудовавших в США в конце 40-х годов.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Глория санитарка в морге. По объявлению она знакомится с Мишелем, который оказывается брачным аферистом. Глория оказалась настырной и разыскала Мишеля, она предложила ему помощь в его деятельности и он согласился. Глория и Мишель отправляются в совместный трип, представляясь братом и сестрой, но только Глория не может терпеть вынужденных измен Мишеля и каждый раз убивает его подопечных. В третьей части Мишель знакомится с богатой вдовой, он пичкает Глорию снотворным, что бы она не мешала его близости с жертвой. Когда всё вскрывается, вдова оказывается беременной, кроме того у неё малолетняя дочь.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

«Алилуйя» пожалуй самый натуралистичный фильм Дю Вельца. Кроме того, Дуэньяс удалось передать настоящее помешательство влюблённой на всю голову милфы. Фильм не фиксируется на излишне подробных деталях истории, это не детектив. Основной упор делается на психологических моментах, кроме того в картине более сбалансировано количество юмора, сарказма и мяса. Вообще фильм смотрится как продолжение «Мучения» о Глории сбежавшей из деревни психов. Идея разрушительной силы отношений в современном обществе стяжательства, раскрыта в «Алилуйя» чуть больше чем полностью, фильм омерзительный и завораживающий одновременно.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

В 2014 году, кроме «Алилуйя» Дю Вельц снял ещё один фильм в несвойственном для себя жанре, это боевик «Кольт 45» обзор на который я уже выкладывал, так что переходим к трём фильмам которые я посмотрел на днях. Первый это «Послание от Кинга» снятый бельгийцем в 2016 году. Картину можно было бы назвать боевиком, но это на самом деле тщательно закамуфлированная социальная драма, всё в фирменном стиле Дю Вельца. Простой сюжет о мести, натуралистичное насилие, мощный социальный посыл, не оставляющий сомнений против чего он направлен.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Джейкоб Кинг южноафриканец, он приехал в Лос-Анджелес, получив письмо с просьбой о помощи от своей младшей сестры. Проведя короткое расследование Кинг понимает что сестра его подсела в Лос-Анджелесе на наркоту, её бросил муж и оставил ей своего сына подростка. Обойдя морги Кинг находит сестру по татуировке, так как труп изуродован. В гостинице Кинг сближается с американкой, подрабатывающей проституцией и начинает охоту на убийц сестры.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Не буду пересказывать всё действие, детектив и экшн, там всё довольно штампованно, хотя натуралистично, но довольно мало для современного боевика. Как и во всех фильмах бельгийца всё это только фон. Главная задача фильма на мой взгляд раскрыть тему дна современного американского мегаполиса и это удалось более чем.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Ближе к финалу Кинг выходит на заказчиков, это большой кинопродюсер с Беверли-Хиллз и его подручный, стоматолог выступающий посредником в разного рода грязных делах. Что бы оплатить долги мужа и собственные трипы сестра Кинга подрабатывала у продюсера на оргиях, при этом её малолетний пасынок находился на вилле в качестве развлечения. Вообще, самый показательный эпизод, это даже не вовлечение сенатора и продажных полицейских, а финал когда Кингу пришлось силой тащить пацана из пидарастического круга.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Надо сказать что на самом деле в Пиндостане снимается огромное количество боевиков с крутым героем который мочит плохишей пачками, но крайне мало где даётся чёткая характеристика общества победивших извращенцев и стяжателей. В этом контексте совсем не удивительно что фильм оказался не в тренде и его постарались затереть в прокате. В заключение пара слов о Чедвике Бозмане. Я не имею представления о продукции марвел и Бозмена в этих фильмах не видел, но то как он сыграл в «Послании от Кинга» заслуживает уважения.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

2019 год, предчувствие большого пиздеца. Фабрис Дю Вельц снимает «Поклонение» и даже привозит его на ММКФ. Вероятно после предыдущего фильма режиссёр попал в жёсткий бойкот на Западе, хотя в «Поклонении», видит бог, нет никакого откровенного антизападного нарратива. Не зря я подметил связь между «Мучением» и «Алилуйя», ведь «Поклонение» это однозначно третья часть цикла, вернее его даже можно считать приквелом. В фильме всё та же Глория как разрушительное женское начало, только история рассказывает с чего всё начиналось.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

«Поклонение» - чистая шизофрения без условностей, фильм начинается в клинике для душевнобольных. Юная пациентка и сын санитарки – первое чувство, юношеская любовь. Дю Вельц раскрывает механизм взаимодействия мужского и женского начала на пороге их пробуждения. В данном случае патология выступает только как средство гиперболизации.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Поль одинок, ему запрещают общаться с пациентами. Глория представляется ему как сказочная принцесса, её история с её же слов кажется Полю сказкой о злом отчиме. Не зря эти фильмы называют Арденнской трилогией, они как легенды о средневековой сказочной чаще, поданные в эстетике современного триллера. Так же как и европейский фольклор, фильм Дю Вельца погружает в самый эпицентр безумия. Даже понимая что подруга окончательно съехала кукухой, Поль не в силах отказаться от выдуманного идеала.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

В этой связи хочется сказать несколько слов о стилистике творчества бельгийца. Если обобщить представления от всех картин Дю Вельца, то напрашивается вывод о несомненной стилистической авторской концепции. Это медитатив, частая смена планов, небанальные ракурсы, яркие вспышки цвета на сером, вода, листья, звук и саунд, поворот головы, взгляд, резкий переход к действию, сменяется отвратительными истериками и натуралистичным насилием. Всё это при практически полном отсутствии цифровых эффектов. Тем не менее, фильмы эти исключительно точно передают именно ту мысль на которую рассчитывает автор, т. е. это один из образцовых примеров именно авторского кинематографа, который можно поставить в ряд с кинематографом Роуга, Линча, Триера и т. п.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

В заключение речь пойдёт о последнем на сегодняшний день фильме Дю Вельца, снятом в 2021 году, это «Непреклонная» или скорее «Неумолимая», который у нас упорно продолжают переводить как «Непреклонный». Впрочем это простительно, так как фильм совершенно не раскрученный, можно сказать что картину возможно намеренно загнобили и это совсем не вяжется с её реальной ценностью. Т. е. это конечно не то что бы шедевр, но фильм вполне качественный и в ряду остальных фильмов Дю Вельца не худший. К тому же как мне показалось, бельгиец передумал ограничиваться трилогией в своём Арденском цикле и расширил его до квадралогии. Таким образом намечается полноценная франшиза «о любви» во всех её тёмных, больных вариантах, с одним неизменным персонажем – Глорией.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

На этот раз девушка имеет даже имя и фамилию – Глория Бартель. То есть это уже отсылка к «Испытанию», если кто не забыл. Как и в остальных картинах сюжет намеренно банальный, Глория приезжает из далека и втирается в доверие к хозяйке богатого поместья. Цель Глории хозяин – известный писатель. На этот раз мы похоже имеем дело с эдиповым комплексом, на всю голову. Когда до хозяйки доходят намерения молодой прислуги, Глория успевает далеко зайти в своих фантазиях об отцовской любви. Писатель, как прожженный и циничный представитель современной богемы, мог бы в два счета разобраться с докучливой малолеткой, но его совесть имеет большой изъян и Глория безжалостно тянет за ниточку.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

В данном случае мы имеем крепкий семейный триллер, с сампенсом, членовредительством и т. д., но на самом деле к финалу ты понимаешь что больше тянет на семейную драму, хоть и довольно кровавую. Кроме того картина ещё имеет мощный социальный посыл. Это практически анти буржуазный фильм в своей основе. Так называемая элита представлена очень точно, с их напускной вежливостью и скрытым холодным презрением.

Фабрис Дю Вельц. От «Испытания» до «Неумолимой»

Фильм вышел в 2021 году и остался практически незамеченным. В наших локациях даже не имеет рейтинга. Да, нынешние времена сложны для режиссёров с независимым взглядом, цензура, подавление, остракизм достигли небывалого размаха в «свободном мире». Фабрис Дю Вельц в этом смысле имеет сложные перспективы, так как его влияние далеко не триеровское. Тем не менее он не сдаётся и не прогибается и на протяжении двадцати лет гнёт свою линию, за что ему большой респект.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пьющие кровь из бокалов с надписью «Газа» на фоне флага США, переходящего во флаг Израиля, спрашивают: «Кто пригласил сюда этого паршивого антисемита?» Так эти геноцидные сионисты называют голубя мира. Это карикатура очень известного в США Дуайна Буса (псевдоним «Мр. Фиш»). Он ...
Читаю на РБК : Заместитель министра обороны КНДР Ким Чхоль был подвергнут страшной казни: его расстреляли из миномёта . Высокопоставленный северокорейский чиновник поплатился за то, что во время официального траура по скончавшемуся в ...
На общем собрании было принято несколько важных решений. Прежде всего — держаться за электричество и транспорт как можно дольше. В поместье обнаружились своя скважина, автономная канализация, солнечные батареи и пара ветряков. Были найдены и инструкции для инженеров, обслуживающих ...
Facebook удалил несколько сотен учетных записей, страниц и публикаций российского Агентства интернет-исследований (АИИ), известного как «фабрика троллей». Об этом глава компании Марк Цукерберг сообщил Reuters. В США АИИ обвиняют во влиянии на общественное мнение американцев с помощью ...
Смотровая площадка "Царь-рыба" на Слизневском утесе близ деревни Овсянка, родины писателя Виктора Астафьева. Площадка представляет собой балкон на отвесной скале, к которому ведет дорожка от автомобильной стоянки. Называется так площадка потому, что там установлен памятник ...