Волхвы
pasha_popolam — 29.08.2023Славяне, как и их соседи тюрки и угро-финны, верили в
существование упырей, то есть духов покойников, и духов природы:
лесных, водяных, а также домовых. Такие взгляды религией называть
неправильно. Это, скорее, "природоведение", соответствовавшее
уровню знаний того времени.
Вместе взятые, суеверия представляли собой какое-то подобие
мировоззрения, но считать их настоящим религиозным культом нельзя,
как нельзя отождествлять домового с Богом-Создателем. Интересно,
что эти языческие верования прекрасно уживались и продолжают
уживаться и с христианством, и с исламом, а в наше время - и с
"научным" атеизмом. Сначала это явление называли двоеверием, затем
стали говорить о суеверии, но название не меняет сути.
Вспышка языческого фанатизма отмечена летописью в 1071 г. В
Ростовской земле объявились волхвы, которые в пору неурожая успешно
находили "виновных" в голоде. Жертвами волхвов обычно становились
женщины, очевидно, зажиточные крестьянки. Доставая у несчастных
из-за спины зерно, волхвы убеждали волнующийся народ, что "бабы
прячут жито". Женщины погибали, а движение волхвов,
фанатиков-изуверов, захватывало все новые области.
На Белоозере воинствующие язычники столкнулись с Яном, воеводой
Святослава. Ян, сын воеводы Вышаты, так неудачно ходившего на
Царьград в 1043 г., был человек бесстрашный и, на беду волхвов,
беспощадный. Разогнав с немногими воинами мятежную толпу, он
заставил белоозерцев выдать ему волхвов-зачинщиков. Летопись
передает разговор Яна и волхвов. Те упорствовали в своих верованиях
и лишь после "внушения" горестно признались Яну: "Так нам боги
молвят: не быть нам живым от тебя". Ян, немедленно согласившись с
ними, отдал волхвов-убийц родным погибших. Повешенных на дереве
волхвов ночью изгрыз медведь, зверь для язычников очень
почтенный.
Некий волхв появился и в Новгородской земле. Он объявил себя
прорицателем, подбил людей на мятеж против церкви и обещал
невиданное чудо. Белоозерских язычников обуздал сын Святослава
князь Глеб. Укрыв под плащом топор, онобратился к кудеснику с
вопросом, знает ли тот будущее. "Знаю все", - был ответ. Князь
спросил: "Знаешь ли, что будет с тобою сегодня?" "Чудеса великие
сотворю", - пророчествовал волхв. Глеб вынул топор и зарубил
волхва, доказав тем самым, что пророком тот был никудышным. "Люди
разошлись", - сообщает летописец. Так энергичными действиями власти
было подавлено возрождение язычества на севере Руси.
Л. Гумилёв " От Руси к России"