Гвельфы и гибеллины


Все феодалы средневековой Европы делились на две основные
партии. Одну партию возглавляла церковь, сама претендовавшая на
десятину и на верховный авторитет в делах управления. Сторонники
этой партии в XII-XIII вв. получили итальянское название гвельфы,
по имени Вельфов - герцогов Саксонии и Баварии, боровшихся против
императорской династии Гогенштауфенов. Приверженцы же императоров
звались гибеллинами.
Формально и те и другие считали себя католиками, а фактическое
отношение к религии никого не волновало. Различие гвельфов и
гибеллинов заключалось не в религиозных воззрениях - различались их
программы устройства жизни. Гвельфы, естественно, опирались на
авторитет римской курии и священников; гибеллины формировали свой
"интеллектуальный фонд" из юристов (прежде всего Болонского
университета), которые обосновывали тезис о превосходстве власти
императора над властью папы.
Разным было также мироощущение гвельфов и гибеллинов,
выражавшееся в их отношении к природе. Дело в том, что ряды
гвельфов пополнялись людьми, жившими на своих природных землях и
приспособившимися к вмещающему ландшафту. Поэтому к родной природе
они относились вполне благожелательно. Большинство же гибеллинов
состояло из весьма пассионарных феодалов, искавших славы, побед,
завоеваний в далеких землях, где они жили за счет покоренного
населения. И люди и природа оставались для них "чужими", а"своим"
становилось стремление получить возможно больший доход. И потому в
восприятии гибеллинами окружающего преобладало мироотрицание.
Негативное мироощущение гибеллинов не замедлило проявиться в
экстремальной ситуации.
Борьба пап и императоров достигла своего апогея в конце 70-х годов
XI в. при противостоянии папы Григория VII и императора Генриха IV
из Франконской династии. Поскольку папа оставался главой церкви,
среди феодалов начали широко распространяться антисистемные культы,
противоположные церковному, например, поклонение Сатане. Не
представлял исключения и сам император, состоявший в секте
николаитов [6]. Хотя отправляемый культ считался тайным, о служении
"черных месс" знали многие, причем шока это у западноевропейцев не
вызывало. Именно с императором Генрихом IV заключил союз киевский
князь Всеволод, примкнув таким образом к европейской партии
гибеллинов. Союз был дополнен династическим браком императора с
дочерью великого князя -Евпраксией Всеволодовной. Так русская
княжна стала немецкой императрицей Адельгейдой.
Генрих был человеком без предрассудков и привлек к участию в
"черных мессах" свою жену, дабы на ее голом теле служить
кощунственные обедни. Однако то, что немкам, бургундкам или
итальянкам казалось очень лестным, у русской женщины вызвало
отвращение - жена бежала от мужа к его противнице, графине
Матильде. Матильда переправила ее в Рим, папа принял Евпраксию и,
дав ей отпущение вынужденного греха, отправил несчастную обратно на
Русь. Княжна, вернувшись в дом отца и имея все возможности устроить
свою жизнь, пошла в монастырь около Чернигова, где и закончиласвои
дни. Вероятно, ее впечатления оказались настолько омерзительны, что
жизнь потеряла смысл. Вот вам пример разницы между поведением
западноевропейцев и русских.
Л. Гумилёв "От Руси к России"