Монеты Понтия Пилата

Монеты, отчеканенные в Иудее при правительстве Понтия Пилата, уникальны среди монет префектов и прокураторов, поскольку они являются единственными монетами, которые несут символы, которые конкретно оскорбительны для иудейской религии.

Причины этого неясны, хотя было высказано предположение, что Пилат был последователем антисемитского узурпатора Элия Сеяна в Риме, чья власть достигла пика в 29–32 гг. н. э. Сеян руководил массовым изгнанием иудеев из Рима, начавшимся в 19 г. н. э. Тиберий арестовал Сеяна за измену в 32 г. н. э. и казнил, хотя его проблемы с евреями не сыграли значительной роли в этом событии. Монеты Пилата представляют особый интерес из-за их места как в христианской, так и в иудейской истории. Пилат упоминается во всех четырех христианских Евангелиях, а Матфей рассказывает, что «связав его [Иисуса], отвели и предали его Понтию Пилату, правителю». Пилат был должностным лицом, ответственным за осуждение Иисуса по обвинению в мятеже и последующее распятие. Право смертной казни было основной прерогативой правителя Иудеи.

Подсказки к причинам, по которым мотивы монет Пилата казались враждебными евреям, можно также найти в трудах Филона и Иосифа Флавия. Филон описывает правление Пилата, включая «подкуп, оскорбления, грабежи, бесчинства и бессмысленные увечья, казни без суда, которые постоянно повторялись, непрекращающуюся и крайне тяжкую жестокость», добавляя, среди прочего, что Пилат «не хотел делать ничего, что понравилось бы его подданным». Иосиф Флавий говорит, что Пилат «предпринял смелый шаг в подрыве иудейских обычаев, внеся в город бюсты императора, которые были прикреплены к военным штандартам, поскольку наш закон запрещает изготовление изображений. Именно по этой причине предыдущие прокураторы, когда они вошли в город, использовали штандарты, на которых не было таких украшений. Пилат был первым, кто принес изображения в Иерусалим и установил их, сделав это без ведома людей, поскольку он вошел ночью. Но когда люди обнаружили это, они толпой пошли в Кесарию и много дней умоляли его убрать изображения».В конце концов Пилат был вынужден убрать штандарты с портретами императора и других, а также ряд надписанных золотых щитов, которые были воздвигнуты в Иерусалиме. У еврейского народа, похоже, были смешанные чувства к Пилату, который, как отмечает Мешорер, казалось, «проявлял смесь доброй воли и творческого правления... с постоянными спорами, недоразумениями и отсутствием общения с евреями». Если бы Пилат действительно хотел оскорбить евреев, он изобразил бы римского императора на своих монетах. Возможно, это было не в его полномочиях. Но он использовал изображения simpulum и lituus, оба символа римского культа.

Литуус (lituus) также известен как жезл авгура. Бэнкс объясняет, что «в то самое время, когда он пытался наладить отношения с евреями, он имел наглость предоставить этим набожным людям Иудеи для их ежедневного использования монету, содержащую жезл авгура - символ одного из тех самых обычаев, которые дети Израиля были специально обучены ненавидеть. Еще со времен Моисея их неоднократно предостерегали от гадания или авгурства в любой форме». Симпулум, изображенный на другой монете Пилата, представляет собой ковш с высокой ручкой. Он использовался для совершения возлияний во время языческих жертвоприношений и был распространенным символом римского священства. Немного загадочно, что та же монета, на аверсе которой изображен симпулум, имеет реверс, иллюстрирующий три колоса. Этот выбор может указывать на то, что намерения Пилата были не такими уж плохими, и именно его «невежество, а не его несимпатичная натура была главной причиной его трудностей», отмечает Мешорер. С другой стороны, внешние два колоса показаны как опущенные. Было ли это элементом дизайна или провозглашением Пилатом власти над еврейскими жителями?
Существует предположение, что монеты Пилата с символикой римского языческого культа не были отторгнуты жителями Иудеи (их находят в иудейских захоронениях) т. к. эти символы были ошибочно восприняты как «посох Моисея» (Литуус) и «чаша Омер» (Симпулум). Кроме того, известна скандальная теория о присутствии отпечатков этих монет на Туринской Плащанице.
Срок полномочий Пилата закончился в 36 г. н. э., когда он приказал устроить резню самаритян на горе Геризим в Сихеме (современный Наблус), где они собрались для религиозной церемонии. Самаритянская община убедила Вителлия, тогдашнего римского легата в Сирии, приказать Пилату вернуться в Рим для суда.

Нумизматы выделяют 3 основных вида монет Пилата в зависимости от обозначенной на них даты (года правления Тиберия): 16- го года (29/30 г. н. э.) с симпулумом и колосьями, 17 (LIZ) и 18 (LIH) годов правления с литуусом и венком, кроме того известны гибридные сочетания штемпелей этих 3 основных типов. Близость даты 18-го года (31/32 г. н. э.) к предполагаемому году распятия Христа делает эти монеты особенно востребованными у любителей библейской нумизматики.