
Мои впечатления от Южной Осетии


4 года прошло с момента начала войны в Южной Осетии. В ноябре 2011 года я и сам побывал там, и тогда же написал пост на эту тему - но, думаю, что многие так и не видели моего фоторепортажа оттуда. А значит, его можно было бы и повторить. И заодно я ещё раз поделюсь своими впечатлениями о тех местах и людях, их населяющих.
Я ездил туда не просто так, а наблюдал за первым туром выборов президента (в итоге те выборы были признаны недействительными) как международный наблюдатель от России. Наша делегация выезжала из Владикавказа, и мы повторили путь российских военных соединений, направлявшихся по Транскаму через Рокский тоннель к Цхинвалу.
Далее - мой зимний фоторепортаж.
Владикавказ. На переднем плане - наши автомобили. Под конвоем собираемся выезжать )

А это – вид на гостиницу «Владикавказ», где мы останавливались:

Кстати, из номеров этой гостиницы открывается вот такой вид на Владикавказ (справа видны горы):

Когда мы ехали через перевал в Южную Осетию, была настоящая метель, из-за чего фотографии и видеосъёмку Транскама и Рокского тоннеля я сделал на обратном пути, через несколько дней (благо, погода наладилась). Эти кадры будут ниже. А вот этот снимок сделан уже близ Цхинвала:

Местная достопримечательность:

Без комментариев:

Центральная площадь Цхинвала:


Многие здания уже восстановлены:

Дом правительства и администрация президента (на фото - машины министров):

Гостиница «Алан». В ходе августовской войны 2008 г. здесь героически держали круговую оборону югоосетинские ополченцы, и поэтому она подверглась серьёзным разрушениям. До сих пор во многих местах встречаются пулевые отверстия от автоматных и пулемётных очередей. Сейчас основная масса номеров восстановлена и вполне прилично выглядит.


Вид из окна гостиничного номера на Цхинвал:

А вот я и муфтий Москвы, член Общественной палаты А.Р. Крганов – на фоне башни грузинского танка, обстреливавшего жилые дома и эту гостиницу. Башню оторвало взрывом в результате детонации боекомплекта танка, когда его подбили в ходе боёв, после чего она пролетела 40 метров и вонзилась в крыльцо около одного из зданий. Теперь это – местная достопримечательность.

13 ноября мы поехали в Джавский район (на север, к горам), чтобы посетить местные избирательные участки. Вот один из них:

А этот – в селе Верхний Рук, что совсем недалеко от Рокского тоннеля:



Типичная улица в Цхинвале.

Последствия боев:


К северу от Цхинвала тянутся сёла, где жили грузины. Теперь они выглядят так:


Разрушенная школа:

В общем, тоскливое зрелище. Когда грузинские войска были наголову разгромлены и в беспорядке отступили, югоосетинские ополченцы выдвинулись в грузинские сёла - и теперь здесь не напоминает ровным счётом ничего о Грузии, и уже очень давно. Достаточно провести в Южной Осетии хотя бы несколько дней и пообщаться с местными жителями, чтобы понять: возвращение грузинского населения в эти места невозможно в течение как минимум нескольких ближайших десятилетий. Общественные настроения по отношению к ним очень резки. Прямо в черте Цхинвала есть кладбище - рядом с одной из школ, здесь просто вынуждены были хоронить погибших в боях людей ещё в ходе первого конфликта в начале 90-х - хоронили мирных жителей и ополченцев, оборонявших окружённый город, в котором зимой 1991 года было отключено энерго- и теплоснабжение. И вот каждое утро школьники ходят мимо этого кладбища, и смотрят на могилы соотечественников - как вы думаете, каков их настрой по отношению к Грузии?
А вот горные пейзажи Транскама по пути в Северную Осетию из Южной.







А это уже – в Северной Осетии, после Рокского тоннеля, на северной стороне Кавказских гор:








Вообще, впечатления от поездки у меня остались самые положительные. Практически никакого отличия от Северной Осетии я не заметил, однако переход через границу вовсе не условный, а самый что ни на есть настоящий - пункт пропуска "Нижний Зарамаг", на котором служат наши пограничники. Единственная проблема - долгая дорога, ведь в Цхинвал самолёты не летают и более того, как сказал мне замминистра экономразвития РЮО, сопровождавший нас, в республике отсутствует соответствующая установленным нормативам территория для размещения аэропорта - либо слишком близко к горам, либо слишком близко к границе с Грузией (что одинаково опасно). Есть проекты железной дороги прямо через Кавказ, словно в Швейцарии - но они пока что на бумаге. Ветка же, идущая на Тбилиси, естественно, не используется ещё с начала 90-х. Зато, по крайней мере, Транскавказская магистраль находится в отличном состоянии. Чего нельзя сказать о дорогах в черте Цхинвала - их просто нет, есть лишь направления.
"Неужели это танковыми гусеницами так разворотило всё?" - спрашиваю я замминистра. - "Я понимаю, что могло быть несколько дорог после войны разрушено - но не так же, чтобы каждая! Тем более, 3 года прошло уже."
"Да это мы коммуникации меняли по всему городу," - объяснил он. - "Поменять-то - поменяли, а подводки к домам сделать не успели до зимы, пришлось так и закопать до весны. Не сдирать же потом асфальт заново! Конечно, это наша вина, что мы таких подрядчиков выбрали...".
Вот я надеюсь, что сейчас, наконец, всё отремонтировали. Иначе по городу до сих пор можно проехать разве что на "Ниве" и "УАЗике". И по тротуарам не погулять - зимой, например, развезло просто всё, а грязь там какая-то бело-серая, особенно хорошо заметная на чёрных брюках и пальто. А когда всё это замерзает, и смешивается с заледеневшей водой, капающей с крыш вниз, можно очень легко поскользнуться и что-нибудь себе переломать. Местные жители, как я обратил внимание, предпочитают по этой причине передвигаться в сапогах, да и вообще пореже выходить на улицу - в городе казалось очень пустынно.
Но зато в Цхинвале есть отличное кафе "Асель" - кормят там вкусно, кому доведётся бывать там - заходите. Увидеть разрушенный дом в Цхинвале теперь намного сложнее, чем целый. Повсюду вставляются новые пластиковые окна. Местные жители, в целом, не выглядят недовольными жизнью - а я посетил несколько сёл, помимо Цхинвала, и разговоривал с людьми, так что "потёминских деревень" никаких нет.
Конечно, в ходу в Южной Осетии российский рубль, однако у местных жителей есть местные паспорта, а на машинах - местные номерные знаки. Словом, всё как положено ) Работает Интернет, 3G. Единственный оператор мобильной связи - "Мегафон" (юридически - местная организация связи), но монопольным положением не злоупотребляет, расценки на местные звонки - всего 30 копеек, а в иные регионы России - 10 рублей. "Билайн" же, например, ловит только грузинский роуминг - и это единственное напоминание о Грузии в тех местах...
|
</> |