Мои дни и "Чародеи"

топ 100 блогов gest01.03.2024 Хочу поговорить о "Чародеях", но не знаю, как подобрать слова.

Я имею в виду, это небольшой, но отдельный жанр. Вон сколько Мои дни и Чародеи zina_korzina про этот фильм накатала. Да и Мои дни и Чародеи vasilisk_ там где-то тоже отметился.

Понятно, что есть матрица анализа советских фильмов по которой я помещу этот фильм в раздел хороших и известных, в честь новогодней традиции его просмотра, хотя для многих людей "Чародеи" фильм известный, но плохой.

Вот так примерно:

Мои дни и Чародеи

И да, ещё один неизбежный и важный пункт, который уже озвучили до меня:

Мои дни и Чародеи

Фильм снят по сценарию Стругацких. Фильм снят близко к тексту. Сценарий Стругацких известен, его давно нашли и издали ещё в двухтысячных, при жизни Бориса Натановича. Но именно Борис Стругацкий внёс основную путаницу в этот вопрос, когда в какой-то момент с ним приключилась избирательная амнезия и он стал рассказывать в интервью, что с Бромбергом он не работал, что в "Чародеях" от их сценария практических ничего не осталось, и что вообще он плевался, когда впервые увидел сам фильм.

Возможно, это объясняется тем, что братья Стругацкие — это один автор, но два тела, и с Бромбергом общался не Борис, а Аркадий. Допустим, именно старший брат взял на себя основную работу по написанию и правке сценария в соответствии с требованиями режиссёра и студии. Поэтому Борис про этот эпизод вообще забыл, бывает. По-крайней мере, в этом есть определённый географический смысл: фильм снимался в Москве, в сценарии есть очевидная московская тема, в сюжете есть всего два пункта — Москва и Китежград. Аркадий Натанович, как известно, жил в Москве, и долгое время — рядом с Ярославским вокзалом. Китежград по сценарию севернее Москвы, и когда герои едут туда на поезде, они, скорее всего, отправляются именно с Ярославского вокзала; в фильме, правда, поезд отходит с Ленинградского, но это всё равно два соседних здания. Москва в сценарии довольно конкретная: даже то место, где работал Иван Пухов, как я понял, существовало на самом деле. Всё это можно считать влиянием Аркадия.

Так вот, как я уже сказал, если сценарий и является слабым местом фильма (потому что это явно не музыка и не актёры, с музыкой всё в порядке, с актёрами тоже), то это как раз вина братьев Стругацких. Более того, почти во всех случаях, где режиссёр всё-таки отступил от сценария, он был прав и это пошло фильму на пользу.

В своих исследованиях, в поисках, так сказать, политического и метаисторического анализа, я прочёл сценарий "Чародеев". Я так же прочёл изначальный сценарий фильма по мотивам повести "Понедельник начинается в субботу", который отказалась ставить студия Довженко — и, честно говоря, я бы его тоже отказался ставить, тут я внезапно оказался на стороне советского студийного начальства.

В итоге, я там вообще куда-то занырнул.

Помимо прочего, меня в "Чародеях" интересовало следующее. Я разочаровался в Лукьяненко, как в фантасте, как раз на "Дозорах". Но как бы то ни было, независимо от моего личного отношения, первая дилогия была произведением заметным и влиятельным... и вот, ей-богу, но "Дозоры" выросли из "Чародеев", там можно провести практически прямую линию.

Таким образом, Стругацкие являются исключительно важными авторами для отечественного городского фэнтези — просто по факту того, что они авторы "Понедельника...", "Сказки о Тройке" и сценария "Чародеев" (там, возможно, одна и та же вселенная, но это неточно).

Но, естественно, задолго до Стругацких у нас уже был Булгаков, без которого никуда. В связи с этим я прочёл "Дьяволиаду" — и да, генетический код "Дьяволиады", при желании, можно найти даже в "Чародеях".

Булгаков с полным на то основанием считал себя преемником и продолжателем дела классической русской литературы, так что ниточка от него тянется в 19 век, и, в конечном счёте, к Гоголю. "Дьяволиада" — это, одновременно, булгаковская версия "Записок сумасшедшего" и зародыш будущего романа о дьяволе. Говорить о городском фэнтези в России и не упомянуть "Мастера и Маргариту" невозможно.

Продолжая с 19 веком, у меня получилось, что корни отечественной "странной прозы" надо искать в Гофмане — он не был русским автором, но оказал огромное влияние на нашу культуру, по тем или иным причинам.

Размышляя о фильме "Чародеи", я так же попробовал взглянуть на него с точки зрения советских фильмов о волшебниках. Это ещё одна линия, восходящая, в данном случае, к Евгению Шварцу, как к главному советскому сказочнику. В этой своего рода родословной Шварца уместно поместить между Булгаковым и Стругацкими. В сети мне подсказали, что в контексте "Чародеев" стоит познакомится с ранней пьесой Шварца "Приключения Гогенштауфена" (1934), которая совпадает с "Чародеями" по формальному жанру (водевиль) и теме (колдовские разборки на фоне типичного советского учреждения, с офисными интригами и борьбой за сдачу проекта). Так что я прочёл и "Приключения Гогенштауфена" — долго плевался, но оно того стоило. Представьте себе сталинистскую пародию на "Мастера и Маргариту", но вышедшую раньше, чем сам роман!

Вот чем была забита моя голова в последнее время.

Конечно, я это сейчас не напишу, и, возможно, никогда не напишу (вы меня знаете!), но если у вас есть свои пять копеек, фигурально выражаясь, можете вбросить.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По РТР прошла новость:Ночью 14 августа 33-летний житель Дзержинска увидел, как около его дома собака загрызла котенка. Он вышел на улицу, чтобы сделать замечание хозяину животного, выгуливавшего питомца без поводка."На этой почве между мужчинами ...
Лучший подарок для женщины это новая беременность. А лучший подарок для кино-знатока, это узнать правильный ответ на вчерашний вопрос, ещё до того как вопрос был опубликован. Именно так вчера и произошло . Брэд Питт играл в этом фильме Ахиллеса и повредил ахиллово сухожилие, такая ...
...
Как я писал ранее, президент Путин в том виде, каким мы его знаем все 18 лет его нахождения на высших этажах власти, родился в день гибели подлодки "Курск". Именно в этой трагедии выкристаллизовалась линия поведения Путина, как реакция на крупные неприятности, теракты и катастрофы в ...
Вот с таким лицом я пришла позавчера подвергнуться пыткам у косметолога ближе а какое у меня лицо сейчас вам лучше не видеть - зеркало плачет когда я в нем отражаюсь всем отеком. Отек равнодушно и нагло закрыл собой все сияние интеллекта и свет душевного богацтва и что там еще ...