Могут ли подорожать цены?
learnoff — 29.11.2020Если спросить у совершенно случайного россиянина «Скажите, что в последнее время стало хуже?», думается, далеко не все первым делом вспомнят о самоизоляции, вирусе и даже безработице, не говоря уже о насущных политических проблемах. Наиболее вероятным ответом станет что-то вроде «Цены подорожали...» (далее последует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений).
С очевидным трудно спорить: цены за последний год изменились в сторону увеличения, мягко скажем, изрядно. Но... не подорожали. Объясняем, почему.
«Цены подорожали» — как же неприятно слышать это раз за разом. Неприятно не только из-за самого факта повышения цен, но и по причине присутствия довольно грубой лексической ошибки в этом словосочетании.
Изменить свою стоимость («подорожать» или «стать дешевле») может то, что продается. То есть товары или услуги.
Цена же — это цифровое выражение той суммы, которую необходимо заплатить за что-либо. Именно по ее увеличению или уменьшению на ценнике или в прайсе мы судим о том, подорожал ли интересующий нас товар/нужная услуга, или нет.
Иными словами, изменяет свою стоимость только то, за что мы
платим, сама же цена товаром не является, поэтому неверно
употреблять слово «цена» с глаголом
«подорожала», это нарушение лексической
сочетаемости. Может подорожать хлеб, мясо,
стиральный порошок и коммунальные услуги, а цены пока что не
продаются (если не иметь в виду торги на биржах, но там в ходу свой
сленг).
Итак, «дорожают» наши с вами покупки, и это, конечно, не радует. Цена же «увеличивается», «возрастает», или — в разговорной речи, публицистических и художественных текстах — «ползет вверх», а иногда прямо-таки «подскакивает» и даже «кусается».
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт