Могучий малыш

топ 100 блогов vikond6529.06.2024 Могучий малыш

Ровно 85 лет назад, 29 июня 1939 года, в разгар боев на Халхин-Голе, впервые поднялся в воздух прототип самолета под шифром "Изделие №7", он же третий опытный экземпляр истребителя И-207 с мотором М-62. Как видите, это был биплан, казалось бы, — морально устаревшая аэродинамическая схема, от которой к концу 1930-х годов повсеместно отказывались. Однако, на мой взгляд, И-207, если бы к нему отнеслись с должным вниманием, был по-своему весьма удачен и мог сыграть важную роль в предстоящей войне.

Только не в роли "чистого" истребителя, которая ему не подходила из-за недостатка скорости (на испытаниях он развил всего 437 км/ч, что сочли явно недостсточным), а в качестве легкого штурмовика и пикирующего истребителя-бомбардировщика. Который мог бы стать простой и дешевой, но вполне достойной заменой "летающему танку" Ил-2. Однако, из-за косности и недальновидности советского военно-политического руководства этот перспективный проект был закрыт, а самолет так и не поступил на вооружение.

Изначально И-207 создавался как легкий маневренный истребитель с очень компактными размерами (размах — 6,97 м, длина — 6,34 м) и уникальной аэродинамической схемой свободнонесущего бесстоечного биплана. Такая схема позволяет максимально использовать достоинства бипланной компоновки и одновременно — минимизировать ее недостатки.

Но, поскольку в качестве истребителя И-207 не показал преимуществ перед уже запущенным в серию полуторапланом И-153 с тем же двигателем, летом 1940-го его решили переделать в пикирующий бомбардировщик, оснастив подкрыльевыми бомбовыми подвесками. И тут случлось "чудо". Крохотный самолетик оказался способным взлетать с двумя 250-килограммовыми бомбами! Более того, согласно отчету об испытаниях, И-207 с такой нагрузкой продемонстрировал хорошую стабильность, управляемость и устойчивость в пикировании. Вдобавок, самолет был несложен в производстве и эксплуатации.

Чтобы было понятнее, что это означало на практике, вспомним, что стандартную боевую нагрузку вдвое более крупного и тяжелого "летающего танка" Ил-2 составляли всего-навсего 400 кг бомб или ракет. Только в перегрузку одноместный вариант Ил-2 мог поднять 600 кг, но когда на борту появился стрелок эта возможность исчезла, а предельная грузоподъемность окончательно "ужалась" до 400 кг. Что и неудивительно, поскольку основным тяжким бременем, которое приходилось таскать "илу", был его собственный бронекорпус, весивший более восьми центнеров.

Влобавок, Ил-2 не обладал способностью бомбить с пикирования, а широкое крыло в значительной мере перекрывало летчику обзор вниз, поэтому он сбрасывал бомбы почти вслепую. Разумеется, ни о какой точности речь не шла, а эффективность боевого применения "илов" против малоразмерных целей, например, кораблей или мостов, была удручающе низкой. Фактически он мог попасть в них только случайно.

При этом относительно крупные размеры самого Ил-2 в сочетании со слабой маневренностью делали его легкой мишенью для вражеских зениток и истребителей, а броня далеко не всегда спасала от обстрела. Попасть в маленький и гораздо более верткий И-207 немцам было бы намного сложнее, а без бомб этот самолет мог вести маневренный воздушный бой как полноценный истребитель, используя четыре синхронных пулемета ШКАС.

Более того, имелась возможность оснащения И-207, вместо бомб, съемными подкрыльевыми контейнерами с 20-миллиметровыми пушками, что превращало машину в штурмовик с более мощным наступательным стрелковым вооружением, чем у Ил-2!

Если же сравнить И-207 с немецким аналогом — истребителем-бомбардировщиком "Хеншель-123", то сразу бросается в глаза значительно более высокая скорость нашей машины: 437 км/ч против 340 км/ч, дальность без ПТБ — 640 км против 480 км и скороподъемность — 1090 м/мин. против 900 м/мин. А после оснащения И-207 убирающимся шасси и более мощным мотором М-63 его максимальная скорость достигла 486 км/ч.

Кроме того, стандартным стрелковым вооружением И-207, были четыре синхронных пулемета, а не два, как у "Хеншеля". В общем, полное превосходство по всем статьям, достигнутое за счет более высокой энерговооруженности и гораздо более совершенной аэродинамики.

Однако "Хеншели" успешно отвоевали почти всю войну, вплоть до осени 1944 года, а И-207 остался в четырех опытных экземплярах, которые уже летом 1941-го отправили на слом. Зато распиаренный пропагандой Ил-2 был растиражирован в количестве 36 тысяч штук, став самым массовым военным самолетом в мировой истории и значительно поспособствовав росту боевых счетов немецких зенитчиков и истребителей.
Могучий малыш i207-2.gif
Компоновочная схема И-207 с мотором М-62, внизу — фотография этой машины.

Могучий малыш 6.Istrebitel-I-207-1.-1939-g.-2.jpg

Могучий малыш 2.Opytnyj-samolet-7211.-1.jpg
Первый прототип И-207, вышедший на испытания в мае 1937 года.

Могучий малыш 3.Samolet-7211-na-aerodrome-aviazavoda-21.1937-g..jpg
Могучий малыш 12.I-207-2.-4.jpg
Второй прототип И-207/2.

Могучий малыш 11.I-207-2.-3.jpg

Могучий малыш 15.I-207-3-s-podveskoj-bomb.-2.jpg
Четвертый прототип, построенный и испытанный в 1940 году, оборудовали убирающимся шасси и подкрыльевыми бомбовыми подвесками, способными выдерживать суммарную нагрузку до 500 кг. Это был великолепный показатель, но в Кремле уже сделали ставку на "летающий танк".

Могучий малыш 14.I-207-3-s-podveskoj-bomb.-1.jpg

Могучий малыш 17.I-207-3-na-nivelirovanii..jpg
И-207 с 250-килограммовыми бомбами на нивелировочном стенде.

Могучий малыш 19.Podveska-FAB-250-pod-krylom-I-207-3.-1940-g..jpg
Подвеска фугасных бомб ФАБ-250 под И-207 с помощью ручной лебедки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эшелон на север встречу лично Если в стране — война, то почему пленные — все время мы? Собираю предложения по реформированию УДО*. Спасибо, много прислали толкового, мне некоторые вещи и в голову не приходили. Позвонили из тульской зоны — ...
На протяжении полугода шли упорные бои на подступах к Бахмуту. В феврале началось постепенное окружение города и бои перешли в городскую черту. В ближайшее время должно завершиться окружение, а затем и освобождение Бахмута, после чего он превратится в Артемовск. После взятия Соледара ...
Глава МИД Великобритании Кэмерон предлагает задерживать танкеры, перевозящие российскую нефть . В интервью газете Corriere della Sera он предложил блокировать их в итальянских портах. " Нужно охотиться за всем - деньгами, нефтью, остановить газ, корабли - все", — сказал Кэмерон. Он ...
На митинг пришло около 800 человек. Фото позже. Были Миронов и Левичев, разговор длился около четырех часов. Сейчас они возвращаются в Москву. Сейчас наши дают интервью Лилии Шибановой, ассоциация "Голос". Подробности ...
Лауреат патриаршей премии по литературе stas_senkin : "Капризный самовлюблённый монах на скутере-ослике, наконец сложил свой протодьяконский орарь у алтаря Елоховского собора. Кураев - евангелист того самого первого церковного призыва. Человек, так себе, но фигура знаковая. ...