
Мне маки грезятся, согретые лучом... (К. Бальмонт)

Красным бывает в саду виноград!
Клюква и свёкла —
Красного цвета.
Красный — огонь!
Пожар!
Ракета!
Гроздья рябины,
Зёрна граната!...
Красные — маки!
Красные — щёки!
Красные флаги,
Раки
И соки!
Красный любит
Жаркие споры,
Розы,
Арбузы
И помидоры..."
Мари О’Нейл (Перевод с английского Липатова Елена)
Когда люди в первый раз приезжают в Лондон, они первым делом делают селфи не на фоне Тауэра и Букингемского дворца, а на фоне красной телефонной будки или красного двухэтажного автобуса.

Эти лондонские фото были сделаны четырнадцать лет назад. Самый узкий паб Лондона был прекрасным фоном для красных телефонных будок.
Самый узкий паб Лондона называется Ye Olde Cock Tavern . Он был построен еще до 17 века. К сожалению, паб горел, и многие артефакты были уничтожены, восстанавливали паб уже по фотографиям. Этот паб часто посещали поэт Альфред Теннисон и Чарльз Диккенс. Паб является местом встречи самого старого в мире общества свободы слова Cogers.
История красных телефонных будок уходит корнями не так глубоко, как паба Старый петух, но именно они, наряду с двухэтажными красными автобусами, стали визитной карточкой Лондона.
Первая стандартная телефонная будка, представленная Почтовым отделением Соединенного Королевства, была изготовлена из бетона в 1921 году и получила обозначение K1 (Kiosk No.1). Дизайн K1 отличался от привычных красных телефонных будок.
Красная телефонная будка стала результатом конкурса 1924 года. Комиссия изящных искусств оценила работы конкурсантов и выбрала дизайн, представленный сэром Джайлсом Гилбертом Скоттом.

Эти будки получили обозначение К2 (Kiosk No.2). Джайлз Гилберт Скотт принадлежал к архитектурной династии Скоттов и был внуком крупного викторианского архитектора сэра Джорджа Гилберта Скотта. Внук не был таким именитым, как дед, но тоже построил несколько известных зданий. Всемирную славу ему принесли две небольшие постройки – телефонные будки K2 и K6 (проект 1935 года).
Телефонные будки выкрашены в ярко-красный цвет (цвет красной смородины), чтобы их можно было легко увидеть на улице в лондонском тумане. Купол киоска (отличительная черта проектов Скотта) напоминает купол семейного склепа сэра Джона Соуна, виднейшего архитектора-палладианца георгианской эпохи и периода регентства. Скотт был поклонником Соуна и попечителем его музея в Лондоне. С 1926 года телефонные будки украшались Тюдоровской короной, символизирующей британское владычество.

Купол семейного мавзолея сэра Джона Соана на старом кладбище Сент-Панкрас в Лондоне
Телефонные будки были современными и функциональными для своего времени. В куполе была предусмотрена вентиляция - перфорированные отверстия. Стекла были разделены на небольшие части (по 18 стекол с трех сторон), чтобы их можно было быстро заменить.
В сельской местности красные телефонные будки выглядели слишком кричаще. В некоторых случаях их заменяли на зеленые. Можно увидеть будки и других цветов, но это уже, скорее, арт-объекты.

Сейчас многие будки превращены в маленькие художественные галереи, кафе и выставки флористов, продуктовые магазины, а наиболее популярным стало их перевоплощение в библиотеку.
До пандемии в одной из этих будок на Иден-плейс в Бирмингеме работал кофейный киоск. Были планы переоборудовать четыре будки для уличной еды.

Бирмингем
Красный двухэтажный лондонский автобус не менее знаменит, чем телефонная будка, к тому же до сих пор в строю. Автобус сделали двухэтажным, чтобы влезло больше народу. Первоначально верх автобуса был открытым, но лондонский туман и дождь быстро дали понять, что этот вариант некомфортен, и в 1923 году на улицы Лондона вышел двухэтажный автобус с крышей. Поездка в городском транспорте стала куда комфортнее. Из-за тумана, чтобы автобус был лучше виден, его покрасили в красный цвет.
Самым знаменитым лондонским автобусом был Routemaster. Уникальность его заключалась в отсутствии дверей, поэтому пассажир мог сойти в любом месте, где ему было удобно, не обязательно на остановке. Но потом Рутмастер признали небезопасным и заменили другими моделями. На Рутмастере можно прокатиться по историческим маршрутам № 9 и № 15.

В Бирмингеме тоже, в основном, ходят двухэтажные автобусы. Цвет у них может быть разным, красный, зеленый, синий. Бич двухэтажных автобусов - акведуки, под которые неопытные водители могут не вписаться. Нечасто, но такое бывает. Перед Рождеством в городе появляются красные Рутмастеры - праздник к нам идет!

Бирмингем
Нельзя не вспомнить еще один красный фетиш - красную "почтовую колонну", или почтовый ящик (Pillar box).
Royal Mail изначально служила нуждам королевского двора, сообщая о передвижении армий во время Войны Алой и Белой роз, а потом почта так и осталась Королевской.
Post Office и Royal Mail, вроде бы обе являются почтой, но Post Office служит нуждам граждан, здесь можно купить марки, конверты, отправить посылку, обменять деньги и прочее, Royal Mail занимается исключительно доставкой корреспонденции.
Своей формой британские почтовые ящики обязаны писателю Энтони Троллопу, который путешествуя по Нормандским островам в 1852 году, увидел чугунные столбы у дороги для сбора писем. Это новшество так ему понравилось, что он поделился этой идеей с британской почтовой службой. Почтовая служба подхватила эту идею с радостью. В Лондоне почтовые ящики были установлены в 1855 году.
Первоначально почтовые колонны были зеленого цвета, но опять вмешался лондонский туман, и зеленую краску заменили на красную.

Буквы на почтовых колоннах обозначают имя монарха, который правил страной в то время, когда конкретный ящик был установлен. Буквы VR означают Victoria Regina, время правления королевы Виктории (этих ящиков осталось очень мало), GR — George V Rex (Георг V), GVIR — George VI Rex (Георг VI), EIIR — Elizabeth II Regina (Elizabeth II). Новые ящики уже будут с монограммой - СІІІR - Charles ІІІ Rex (Charles ІІІ).

На ящике выбиты буквы GR, значит, он поставлен во время правления Георга V, который правил в 1910-1936 годы.
От первой поездки у меня осталась принт с гравюры Линды Джейн Смит из серии First class cats в симпатичной рамочке. Линда - замечательный кошачий иллюстратор, одну лучшую работу выбрать сложно, мы выбрали принт с гравюры кошек с красным почтовым ящиком, как символом ЮК.
Забавно, но мы тогда не знали, что художница Линда Джейн Смит родом из Бирмингема, училась рисовать в Колледже искусств Борнвилля (образцовая деревушка шоколадной фабрики Кэдбери) и работала оформителем витрин в одном из универмагов в центре Бирмингема.
Сейчас Линда - известная в ЮК художница, ее стиль сразу узнаваем, а ее гравюры пользуются популярностью у коллекционеров. Она иллюстрирует книги о кошках, выпускает открытки и календари, создает принт для тканей. По ее работам выпускаются статуэтки, игрушки, кружки, шкатулки, пазлы. Тематика одна - кошки, коты и котята.

Еще одна визитная карточка Лондона - королевские гвардейцы в красных мундирах и бифитеры, церемониальные стражи лондонского Тауэра, в красних с золотом "Тюдоровских государевых платьях".
Официально красный цвет формы был принят британским парламентом в феврале 1645 года в разгар гражданской войны в Англии. Согласно указу все пехотные полки должны были носить форму красного цвета с белой окантовкой. Цвет был, видимо, выбран, чтобы отличить своих от чужих (действительно, на старых картинах с батальными сценами англичане сразу видны, благодаря ярко-красной униформе).
Поскольку я в то время была ярой арктофилкой (коллекционировала маленьких плюшевых медведей), то культовый британский плюшевый мишка, одетый в красный аутентичный костюм бифитера, не мог не оказаться в моей коллекции

|
</> |
