Митр. Иларион против проф. Осипова

Это не прямой эфир. Не звонок в эфир или студию. Ведущий сам отбирает вопрос, сам зачитывает его и сам на него отвечает.
И отвечает не кто-нибудь, а автор книги "Христос - победитель ада", которая подводит читателя к мысли об апокатастасисе и публикатор "второго тома" творений преп. Исаака Сирина, в котором содержится аналогичная мысль. Можно было бы ожидать определенной солидарности с заслуженным профессором Московской Академии.
Но ответ оказался совершенно иным: да, такие мнения у Отцов были, но Церковь на Пятом Вселенском соборе их отвергла. Учение об аде есть учение Христа.
Интересно, почему именно сейчас м. Иларион решил отречься от своих прежних взглядов? Причем не в виде фундаментального научного труда, а в виде полутораминутного ответа в телепередаче.
Это его забота о своем имидже и своем будущем? Старт его патриаршей компании? Его личное решение?
Или послушание и заказ от патриарха?
Это вопросы не богословские, а церковно-политические.
***
Из прежнего владыки Илариона:
Епископ Венский и Австрийский Иларион: "Эсхатология преподобного Исаака Сирина в свете православного Предания" http://www.reshma.nov.ru/texts/illarion_isaak_sirin_eshatologia.htm
"...В своем богословском поиске Исаак Сирин, безусловно, зашел дальше, чем это позволяет традиционная христианская догматика, и заглянул туда, куда доступ человеческому разуму закрыт. Но Исаак был не единственным, кто верил во всеобщее спасение – среди его предшественников, помимо упомянутых выше учителей Сирийской Церкви, был святитель Григорий Нисский, который говорил: «Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра. Напротив, и теми, кто в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа» 115. Учение Григория Нисского о спасении всех людей и демонов, как известно, не было осуждено ни одним Вселенским или Поместным Собором. Напротив, VI Вселенский Собор включил имя Григория в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 года и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом. Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (оригенистический апокатастасис, «находящийся в связи» с идеей предсуществования душ), но существует и его православное понимание, основанное на 1 Кор. 15:24–28. Свою трактовку учения Григория Нисского о всеобщем спасении предложил преподобный Максим Исповедник. Из других древних Отцов Церкви идею всеобщего спасения, по-видимому, не исключал святитель Григорий Богослов, который, имплицитно ссылаясь на учение Григория Нисского об апокатастасисе, говорил о возможности толковать посмертное наказание грешников «более человеколюбиво и сообразно с достоинством Наказующего». В другом месте Григорий Богослов прямо говорит о том, что «Бог будет все во всем во время восстановления (апокатастасиса)… когда мы сделаемся всецело богоподобными, вмещающими всецелого Бога и только Его».
***
Забавно, но судя по интернету, я был единственным зрителем этой передачи.
|
</> |