Митинги и протесты: что же произошло вчера?
p_syutkin — 24.01.2021Немногие поняли, что вчерашний день оказался переломным в развитии России последних лет. И дело не в каких-то высоких словах о протестах. А в совершенно конкретных событиях, которые похоже изменят характер политического противостояния в стране.
Итак, что же такого важного было вчера:
1. Протесты имели огромный географический охват – не только города-миллионники, но и многие промышленные центры России. Причем несмотря на, казалось бы, небольшие цифры, для этих городов они стали рекордными чуть ли не с протестов времен краха СССР.
2. В России происходит эффективная самоорганизация людей. Да, очень четко выступили штабы Навального, они действительно стали настоящим организатором масс. Но даже обезглавленное накануне митинга (десятки сотрудников штабов были задержаны и арестованы) движение организовалось «само по себе». То есть людям уже не нужно подсказывать. Они сами готовы бороться и знают, как это делать.
3. Люди перестали бояться. Была проигнорирована антиконституционная норма уведомления и согласования митингов за две недели. Никакого уведомления никто даже не подавал, понимая его бессмысленность. Думаю, эта норма уже умерла и соблюдать ее никто не собирается. «Несогласованный митинг» - с этой фразой пора попрощаться.
4. Исчез страх перед насилием. В отличие от Белоруссии участники митингов не боялись полиции. А в случае, когда она переходила к насилию, активно сопротивлялись. Да, били протестующих вчера как никогда жестоко. Но и ОМОН впервые понял, что безнаказанно бить безоружных и мирных людей уже не получится. Кадры, когда молодежь активно колотит омоновцев обошли все экраны. И независимо от правовой оценки этих действий, они послужили главному: теперь протестующие – не хипстеры с айфонами, а люди, способные дать сдачи. А как показывает практика, омоновские космонавты всегда трусили связываться с футбольными болельщиками и выходцами с Кавказа.
5. Такая власть не заслуживает уважения – этот принцип стал повсеместным для протестующих. Над омоновцами издевались, забрасывая их снежками. Сакральную служебную машину гэбэшного генерала стачала закидали снегом, а когда шофер начал хамить, попросту испинали ее ногами, разбив стекло и помяв двери. Понятно, что находись внутри сам сановный пассажир, он бы сполна на своей шкуре осознал, как организовывать бойню вышедших на мирный митинг людей.
6. Показали свою совершенную неэффективность титушки и провластные клоуны, созданные для борьбы с протестом. Голубая гвардия Прохора Залупина (ну любит Захарка симпатичных и слегка дураковатых мальчиков) даже не сунулась в основную заваруху. Так лишь подгавкивала где-то на периферии. Провокатора, забравшегося с оскорбительным лозунгом на осветительный столб, без долгих уговоров стащили оттуда и хорошенько отделали.
7. Ряженых казачков власть даже не решилась выпускать на улицы. А зря! Зрелище увешанных медальками «воинов» с нагайками и папахами, засунутыми им в разные полости организма, было бы очень поучительным.
8. В общем для всех стало очевидным, что вегетарианского белорусского протеста в России не будет. Хорошо это или плохо – вопрос другой. Но то, что именно власть перевела протест на эти рельсы – очевидный факт.
9. Протесты получили широчайшую поддержку среди россиян за рубежом. В десятках столиц мира наши соотечественники выходили с плакатами против Путина, в поддержку протестующих. А российские посольства по привычке прикусив язык, даже сунуться туда боялись. Отчего-то никто из русских дипломатов не предлагал протестующим борща. Впрочем, российская дипломатия сегодня – это вообще какое-то прибежище гопников с кичи.
10. И самое любопытное, что и противоположная сторона уже не кажется монолитной. Появились случаи, когда офицеры полиции срывают с себя погоны. Да, и мое собственное ощущение от присутствия вчера на Пушкинской неоднозначно. Простые полицейские – сержанты, офицеры – старались вести себя уважительно, вежливо. Явно не испытывая какой-то вражды к протестующим. Это хороший знак. Но обольщаться не следует, — дорога до России будущего проста не будет.