Мысли молодого инженера (часть 2)
zsbooka — 01.07.2018 Так как вчерашний пост вызвал некоторые сомнения в реальности описанных там зарплат и общего положения вещей в наукоёмких отраслях нашей отечественной экономики, то решил выложить ещё пару текстов на эту же тему. Для интересующихся. И потом не говорите, что я вам не рассказывал)))Итак, история № 1
С 2010 по 2012 год я работал «на заводе»: в классическом НИИ (научно-исследовательский институт) недалеко от Садового кольца в Москве. Всего я там проработал и проучился в аспирантуре 2,5 года. Думаю, данный опыт будет многим интересен, возможно, некоторые узнают «свой завод», некоторые даже захотят на завод. Не хочу обсирать все НИИ, есть реально работающие и делающие вундервафли, но много и таких, в которых довелось трудиться мне.
Иерархия НИИ:
Директор. Самый главный чел, в институте появляется редко, живет в основном в Италии. Бывший министр, но за
Первый заместитель директора. Этот чел реально руководит НИИ, отдаёт жирные работы на субподряд своим людям, сношает весь коллектив на предмет «работать за идею». Зарплата у первого зама очень скромная (100-120к), большая часть денег идёт от своих людей. Также курирует работу диссертационного совета, где решается, что хорошим людям нужно давать кандидатские и докторские степени, а плохим не нужно. Поэтому у всех хороших людей есть научное звание.
Заместители директора по ХХХ. По каждому направлению работы есть свой зам. У них з/п и вовсе смешная для начальника такого уровня: 50-70к, но «тащат» премии, каждый месяц по 100% от зарплаты. Их задача непосредственно организовывать рабочий процесс, общаться с начальниками отделов, ездить
Начальники отделов. Они общаются с холопами (то есть с обычными работниками). Но, так как работников очень мало, то им самим приходится что-то делать: писать НИОКРы, отчёты, иногда даже программить. Зряплата не превышает 40к, но также есть премии.
Холопы. Я относился к этой категории и расскажу про неё подробнее. Самая низшая и низкооплачиваемая единица НИИ. И если у программеров з/п ещё более-менее (40-50к+премии), то у обычных младших и старших научных сотрудников на 2012 год она не превышала 25к (!) и это в Москве. У младшего з/п была 20к, у старшего 25к, минус налоги. Премии у рядового состава практически отсутствуют, изредка бывает 13я зарплата. Вы спросите, какой смысл идти в НИИ, если в МакДаке платят больше? И кто эти люди, что готовы работать за нищенскую зарплату? В основном это приезжие тёлки, которые не смогли найти ёбаря в силу объективных причин (крокодилы, свиньи, коровы, стервы, нищебродки – чаще всё вместе) и достойную работу (тупизна, лень, конфликтность – чаще всё вместе). Выглядят они примерно так,
Развести на поебок их очень легко, особенно после корпоратива. Буквально после 3-й рюмки шампанского они сами начинают приставать к парням. А фигли делать: конкуренция 10 телок на 1 парня. Правда на следующий день они уже считают, что ты должен жениться на них, но можно слать накуй. Короче, если у тебя хороший стояк на любой объект женского пола – тебе в НИИ.
Казалось бы, в НИИ должны работать умные люди. Но нет, выучив нехитрые действия из учебников по экономике, сотрудники копируют инфу из одного НИОКР в другой. С другой стороны, в институте можно легко поступить в собственную аспирантуру и получить какую-никакую, а кандидатскую степень. Кроме того, есть талоны на питание в местной столовке. Так как зарплата очень маленькая, а жить где-то надо, то работникам приходится снимать жилье в Замкадье и добираться на работу 2 часа. Ах да, работа в гос.конторе – отличный способ поработать и уйти в декрет.
Отдельно от холопов отстоят привилегированные холопы. Это друзья, родственники и просто хорошие знакомые крупных начальников. Они идут в НИИ только ради диссертации и быстрого получения должности начальника отдела. А с этим багажом уже можно уходить в Министерства. Поэтому, если вам будут ставить в пример 25-летнего доцента руководителя проектов, не верьте – человеку с улицы карьера в таком месте заказана.
Бизнес-процесс в НИИ выглядит следующим образом. Министерство даёт заказ сделать какую-то научно-исследовательскую работу, институт это дело выигрывает и дальше деньги распиливаются. Процентов 80 уходит своим ручным конторам, через которые часть бабла достаётся руководству, а другая часть – людям из министерства. Остальные 20 процентов идут на зарплаты сотрудникам. Именно поэтому результат работы
Вот так выглядел мой
В самом начале я тут был один – это было клёво, можно устраивать посиделки с чаем и пивом, смотреть фильмы, играть в доту, тупо смотреть в окно. Один раз я даже ночевал в кабинете в спальном мешке, так как впадлу было ехать час до дома.
Также не могу не рассказать про секретность. Как бы большинство НИИ владеют секретной инфой: сколько танков и самолётов производит наша Родина и где они располагаются. Для хранения и обработки таких данных есть специальное помещение: Комплекс обработки Закрытой Информации (КОЗИ). Находилось оно у нас в подвале, без окон, стены толщиной 1,5 метра и огромная дверь, как на подводной лодке. Потолки очень низкие – 1 метр 90 см в высоту, освещение а-ля 30-е года. Атмосфера там очень гнетущая, но народ работает. Никаких досмотров нет: можно прийти со своей вирусной флешкой и скопировать всю базу целиком (а она обычно на MS Access 1997 года в лучшем случае). И потом выложить всё на WikiLeaks. Зато если какой-то чиновник захочет получить инфу из этой базы, он обоссытся заполнять формы допуска. Вот такая у нас секретность.
Особенности атмосферы НИИ:
7 капралов на 1 рядового. Реально, на совещания собираются 5-6 начальников и 2-3 подчинённых. И эти начальники делят работников. Выглядит со стороны курьёзно.
Строгая иерархия. Младший научный сотрудник обращается к старшему по имени-отчеству, а наоборот – по имени. Порядок вставания, подачи руки – мелкие вещи, но их замечаешь.
Взаимодействие на «отъебись». Если тебе надо получить документ из соседнего отдела, то нужно обращаться к начальнику этого отдела. Простой холоп пошлёт тебя, хотя дать копию документа – дело 1 минуты.
Поклонение «корочкам». Каждый сотрудник хочет стать кандидатом наук, а то и доктором! Знания, открытия, наука – это всё никому не нужно, главное – заветная корочка.
Сплетни, скандалы, интриги. Так как коллектив по большей части женский, то постоянно муссируются сплетни в стиле «Маша пришла в короткой юбке, а ноги не побрила, наверно мутит с начальником».
Авральные работы для холопов. Если ты не программер, то тебе пипец. В определенный месяц подходит срок сдачи НИОКРов, нужно быстро что-то написать. И обычные холопы сидят с утра и до 9 вечера пишут эту хрень. А всё потому, что начальство не может спланировать деятельность.
Грозный отдел кадров. Так как вход-выход по пропускам, то выход из НИИ раньше 18:00 карается лишением премии или устным выговором.
Почему стоит идти работать в НИИ?
Написать диссертацию и свалить на post-doc за границу. Но не в Кембридж или Оксфорд, а что-нибудь из серии областного универа в Чехии/Польше/Германии – вполне реально.
Халявная работа! Если у моих друзей-программеров из коммерческих фирм было работы на 3-4 часа в день, то я некоторые дни совсем не работал, а пилил сайты. В идеале устроиться админом: можно не работать месяцами. Мой единственный товарищ в НИИ – админ, целыми днями смотрел сериальчики и анимэ, его вызывали только когда нужно было подключить проектор или воткнуть шнур в принтер.
Сносная зарплата. IT-шников ценят и помимо очень хорошей для НИИ з/п в 40-50к частенько дают премии. Если есть своя хата в Москве – жизнь удалась.
Всё белое: з/п, премии, отпуск, больничные, пенсия. Потому легко взять кредит или уйти на больничный.
После НИИ легко попасть в Министерство. Дело в том, что в госорганах тоже мало IT-шников. И когда ты к ним приходишь 1й, 5й, 10й раз поставить программу, тебя начинают переманивать. Я работал мелким чиновником почти год – ну, хз, на любителя. Карьеру реально можно построить и есть определенные плюшки.
Куча тёлок. Это как поступить в медицинский или педагогический ВУЗ.
Собственно, если ты только заканчиваешь институт (20-23 года), не супер силён в программировании и нет связей для хорошей работы, да и вообще ты – ленивый чел, то НИИ может стать отличным местом. Здесь ты сможешь развивать свои проекты, а можешь тупо играть в Dota/CS/WarCraft, при этом, не торопясь писать диссер, и получать зряплату. К 26-27 годам станешь доцентом (!), возможно даже начальником отдела или старшим научным сотрудником, и свалишь на нормальную работу.
Если бы у меня не начали плодоносить сайты, я бы доработал оставшиеся полгода, дописал диссер и получил звание кандидата технических наук, а с ним освобождение от армии. С этим багажом свалил бы куда-нибудь в IT-службу банка или программистскую контору, но планы поменялись.
P.S. Отсюда
UPD Перечитав второй раз текст, отметил про себя, что по стилю он подозрительно напоминает первый пост. В связи с чем, предположил, что, вполне возможно, как в нашем недалёком прошлом, вполне реально и сейчас сидит где-то человек и пишет посты (ну, не один, конечно), обсирающие нашу действительность, как когда-то вполне реально в недрах канадских и американских спецслужб, а также некоторых европейских стран, сидели-работали иммигранты, придумывая анекдоты про СССР, в том числе разжигающие межнациональную рознь. Ведь вспомните: сколько при СССР было анекдотов, высмеивающих, например, другие нации (чукчей, татар, хохлов, грузин, армян и так далее), и как мгновенно все анекдоты на эту тему исчезли после развала СССР. При этом, некоторые национальные республики стали воевать друг с другом, а вот анекдоты пропали. Почему? Потом что их реально специально для нас писали с определённой целью, и необходимость отпала, когда Советский Союз рухнул…
С другой стороны, возможно, у меня здесь просто паранойя, и люди банально используют одинаковые слова и обороты для описания однородных явлений.
Есть ещё и третий вариант: «сын офицера» описывает реальную ситуацию…
А вы что думаете по этому поводу?
История № 2 не от первого лица «молодого инженера», но примерно об этом же – о неприемлемо низких зарплатах в наукоёмких отраслях отечественной экономики.
«Космический оклад». Какой спутник построят инженеры, получающие 11 тысяч рублей?
Судя по вакансиям, размещённым в институтах и центрах, занимающихся разработкой ракет и спутников для Роскосмоса, уникальные технологические решения создаются силами специалистов, получающих копейки.
Роскосмос преследуют неудачи. Например, 28 ноября все 19 спутников, запущенных на орбиту с космодрома Восточный на ракете-носителе "Союз-2.1б", упали в океан.
Предположительно, произошёл сбой в работе навигационной системы. Сообщалось также, что ракета была запрограммирована лететь с Байконура, а стартовала с Восточного, – и это может быть основной ошибкой.
В причинах сейчас разбирается специальная комиссия Роскосмоса. Не исключено, что обвинят рядовых инженеров. При этом, для того чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов, Роскосмос делает далеко не всё.
Оказывается, ракеты и спутники, стоящие миллиарды рублей, проектируют и строят инженеры, получающие 10 тыс., в лучшем случае – 30 тыс. рублей в месяц. По крайней мере, вакансий с такими зарплатами много в Интернете.
Например, Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (один из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники) ищет инженера-электроника. Зарплата – 11,3 тыс. рублей. Среди требований к соискателю – высшее техническое образование по специальности «ракетостроение» и опыт работы (какой срок – не уточняется). Эта информация размещена в Общероссийской базе вакансий.
Сам центр находится в Челябинской области, и средняя зарплата в этом регионе в три раза больше – 31 тыс. рублей.
Центральный НИИ машиностроения разместил вакансию главного инженера с зарплатой от 23,2 до 30 тыс. рублей. Средняя зарплата в Московской области, где находится этот НИИ, – 44 тыс. рублей.
А научно-производственное предприятие «Турбонасос» (занимается разработкой, изготовлением, испытаниями насосов, турбин и энергетических систем для ракетно-космической отрасли) ищет инженера-конструктора на зарплату 20 тыс. рублей. Предприятие находится в Воронеже, средняя зарплата в регионе – 27 тыс. рублей.
Инженерам-конструкторам, электроникам и другим специалистам в сфере ракетостроения трудно найти работу, где платят хотя бы 30 тыс. рублей.
– К сожалению, работа в космической отрасли почти растеряла весь престиж, который был, например, в советские годы. Сейчас уровень зарплат простых инженеров никак не отличается от зарплаты таких же работников на любом другом производстве, если только в худшую сторону, – считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
– Специалисты, работающие на Байконуре или других космодромах, получают больше – «там и командировочные, и другие дополнительные надбавки», – уточнил эксперт. – Но вообще, в этой сфере хорошие зарплаты, премии и какие-то другие бонусы – скорее исключение, чем правило.
При этом гендиректор Роскосмоса Игорь Комаров в 2016 году задекларировал доход в размере 96 млн рублей.
Проблемы у Роскосмоса возникают не в первый раз. Например, в начале года он отозвал на Воронежский механический завод все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей «Протон-М». Ситуацией заинтересовались сотрудники ФСБ и Следственного комитета, но был ли кто-то наказан за неисправность важнейшего оборудования, неизвестно.
Впрочем, представители самого Роскосмоса заявляют, что «говорить о полосе неудач, о системных проблемах не стоит».
В Роскосмосе и на предприятиях, которые разместили указанные вакансии, не смогли прокомментировать ситуацию с зарплатами...
P.S. Отсюда
Особенно забавным показался, лично мне, предпоследний абзац, где представители «Роскосмоса» попросили «не говорить о «полосе неудач» и системных проблемах в отрасли»... )))))
#Россия #молодойинженер
|
</> |