Мишлен и СанПин

топ 100 блогов olga_srb29.04.2023 Для любой комиссии, проверяющей работу медицинского учреждения, пищеблок является благодатным пластом, из которого проще всего выкопать какое-нибудь нарушение. И дело не в том, что на пищевом пункте работают разгильдяи, а в строгости санитарно-гигиенических правил, установленных для данного подразделения, и в легкости выявления любого несоответствия правилам.

Прием, хранение, холодная и тепловая кулинарная обработка, раздача готовой пищи – для каждого этапа разработано столько требований, что для достижения безупречного результата понадобятся титанические усилия.

Уверена, что не только для больничных пищеблоков, но и для других точек общественного питания (буфетов, пельменных, закусочных, ресторанов) существуют не менее строгие правила, однако насколько они соблюдаются –вопрос. Скорее всего, исполнительность определяется личной ответственностью руководителя, который либо осознает и устраняет все риски, либо относится к ним облегченно.

Еще интереснее, какими правилами руководствуется зарубежный общепит: такими же, как у нас, или менее суровыми?


Я задалась этим вопросом, потому что часто смотрю передачи, в которых изнутри показывается работа европейских ресторанов. Обычно на экране детально показывается работа мэтров кулинарной индустрии, что позволяет получить представление об эталоне.

Один из моих любимых телеканалов «Travel+Adventure» балует зрителей экскурсиями в самые дорогие рестораны мира, позволяя погрузиться в роскошь, усыпанную звездами Мишлен.

Очарование изысканных блюд, элегантность в каждой детали, доведенная до совершенства хореография обслуживания – все это вызывает восхищение и притягивает взгляд.

Камера подробно повествует о том, как готовятся гастрономические шедевры, причем настолько подробно, что на очередном выпуске я вспомнила о санитарных нормах.

Конечно, лучше их было не вспоминать, но коль уж вспомнила…

Думаю, что везде – и в нашем больничном пищеблоке, и в каком-нибудь парижском или венском ресторане действует принцип поточности технологического процесса и раздельной обработки сырой и готовой продукции.

По идее, сырое и вареное (мясо, рыба и овощи) должно размещаться и перерабатываться в отдельных помещениях. Во всяком случае, у нас происходит именно так, и это логично.

При хранении продуктов у нас придирчиво соблюдаются не только сроки годности, но и правила товарного соседства. Полагаю, что эти правила тоже универсальны.

Что же я вижу на экране?

Статный повар в белоснежном фартуке и с белозубой улыбкой опускает руки в тесто и, перемешав его уверенными движениями, вытирает ладони о полотенце, заткнутое за пояс фартука. То, что на его руках нет одноразовых перчаток – нормально. Они не требуются.

Не прерывая процесса (и участия в съемке), он берет фрукты, режет их на тонкие полоски, откладывает в миску «отдохнуть» и разворачивается на девяносто градусов к плите, на которой у него жарится мясо. Шеф комментирует все, что происходит, и я вижу картину, вызывающую легкое недоумение и совсем не похожую на наш стерильный пищеблок.

Между плитой и столом, на котором разделываются овощи и раскатывается тесто – не более метра, что абсолютно нормально для бытовых кухонь, но считается недопустимым для общественного питания (упомянутый выше принцип поточности).

Однако самое захватывающее зрелище – снятие пробы.

В стандартах работы любого больничного пищеблока оно описано как важнейший ритуал: из кастрюли отдельной ложкой зачерпывается содержимое, затем оно переносится на вторую ложку, с которой непосредственно снимают пробу (едят), а первая ложка, нырявшая в котел, ополаскивается горячей водой.

Само собой, после снятия пробы в специальный (бракеражный) журнал вносится отметка о качестве приготовленного блюда, после чего дается разрешение на его раздачу.

Ну, бог с ним, с журналом. Ограничимся манипуляциями с ложками.

То, что у нас этот алгоритм соблюдается, я гарантирую. Мало того, что в цеху установлены камеры, в которые постоянно поглядывает администрация – снятие проб осуществляется в присутствии дежурного врача.

Теперь, благодаря «Travel+Adventure», перенесемся в Вену.

Дорогой ресторан.

Просторная, стильная кухня.

Солидный шеф-повар.

Вот он берет ложку, опускает ее в кастрюлю, зачерпывает немного густого супа, пробует, грациозно причмокивая, весело отмечает недостаток соли, добавляет соль, опускает ту же ложку в кастрюлю, размешивает суп и снимает вторую пробу. Само собой, никакими антисептиками он не пользуется и к раковине не подходит – все его непрерывные действия камера показывает, как есть.

Затем шеф обращается к ковшику, в котором томится соус, и пробует его той же самой ложкой - единственной, которую он не выпускает из руки.

Удовлетворившись вкусом, шеф благословляет подмастерьев на то, чтобы суп отправился в тарелку, а далее – на стол к гостям ресторана.

Камера сопровождает тарелку весь ее маршрут, и даже показывает крупным планом тех, кому подано это блюдо.

Понятно, что им невдомек, сколько раз облизал ложку шеф, когда готовил этот шедевр.

А если бы гости узнали? Не исключено, что на кого-то это знание не произвело никакого эффекта, а для кого-то стало поводом воздержаться от дегустации.

Я понимаю, что мэтры чувствуют себя на работе как на домашней кухне, где можно облизывать и пальцы, но не до такой же степени! Если так пойдет и дальше, то, не ровен час, один из мэтров решится дерзко высморкаться в фартук!

Мне кажется, если бы так снимали пробы больничные повара, их бы уволили в тот же час.

А суточная проба? В мире роскоши она существует или нет? Это просто вопрос.

На любом больничном пищеблоке маленькие порции всего, что приготовлено за сутки, откладываются в стерильные банки и хранятся в холодильнике 24 часа. Это и есть так называемая «суточная проба», по которой можно ретроспективно восстановить качество блюд, приготовленных для пациентов.
Если у кого-то возникнет несварение, то первым делом вопрос будет адресован пищеблоку, и доказать свою непричастность он может только путем анализа суточных проб.

Делается ли так в ресторанах? Наверно, да, но я не знаю.

А сервировка? Эффектная подача блюд практически в каждом выпуске играет роль гвоздя программы. Я не знаю, что является ее главной целью: розжиг аппетита или оправдание стоимости блюда, но оформление выделяется в отдельное искусство под названием «стайлинг».

Практически в каждом кулинарном выпуске я вижу, как помощники повара и сами повара украшают порционные кусочки рыбы или мяса башенками из кружочков томатов, всякими стручками, листочками и зернами, при этом они не надевают перчатки.

Создавая замысловатые композиции, они миллион раз аккуратно поправляют съедобную конструкцию, ловко манипулируя своими пальцами.

Да, готовить в перчатках повар не должен. Согласно СанПинам, требование их надеть распространяется лишь на сервировку и раздачу блюд.

Если кухонный работник пользуется щипцами, вилками и прочими приспособлениями, то есть не прикасается к приготовленной пище, одноразовые перчатки необязательны, однако телевизионные повара сервируют свои изделия руками и крайне редко берут пинцет, чтобы уложить на крохотный кусочек сыра еще менее заметную былинку непонятно чего.

Вопрос, который у меня возникает: почему?

Я понимаю, что больничный пищеблок – это не площадка для реализации гастрономических концепций, но в нем, по крайней мере, чисто и аккуратно.

А в популярном ресторане? В том, где маститые рестораторы опускают ложку в миску, затем в рот, а далее в кастрюлю? Там действуют иные стандарты безопасности? Или они позволяют себе пренебрегать установленными правилами?

Это вовсе не риторические вопросы и не упреки.

Возможно, в столь строгих регламентах, которые практикуются на больничных пищеблоках, нет необходимости?

Как часто посетители модных ресторанов приобретают временные проблемы с желудочно-кишечным трактом вследствие описанного выше? Может быть, никогда?

Завершая свои размышления, замечу: я абсолютно небрезгливый человек.

Знание того, что шеф-повар прикасался к листику петрушки или иной съедобной загогулине голыми руками, не повлияет на мой аппетит.

Однако не все столь терпимы.

Да и санитарные правила, кажется, выдуманы не ради успокоения щепетильных гостей, а для безопасности. Как вы думаете?

Где, на ваш взгляд, безопаснее организован процесс приготовления пищи: на больничном пищеблоке или в ресторане? Отличаются ли правила, которыми должны руководствоваться работники, и почему в жизни на экране мы видим такие разные картины?

И самый главный вопрос: повлияет ли на ваш аппетит тот факт, что повар и его подмастерья прикасаются руками (без перчаток) к еде в процессе ее приготовления и подачи?


View Poll: #2124660

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Журнал The New Times забацал тут обо мне целый очерк. NewTimes.ru «Пятнадцать минут борьбы с режимом в день». Граждане с кандидатурой Сергея Собянина не согласны: на виртуальных выборах мэра Москвы победу одержал 34-летний адвокат и ...
Последние пакости перед бегством. Под печальную музыку. Джаиш Аль-Ислам уничтожает свою технику. Видимо, немало в нее труда вложили, все на ходу, есть следы  кустарной модернизации. Вся грусть с 4:00… Ничего страшного, найдется какая-то другая страна куда ...
ОДИНАКОВЫЕ ИМЕНА У Пушкина есть два персонажа из разных произведений, носящих одно и то же "говорящее" имя. Один из этих персонажей - положительный герой, другой - отрицательный. Почему Пушкин так назвал положительного героя - ясно. А почему он так же назвал отрицательного - вы должны ...
Контроль сводится к анализу своих мыслей и реакций. Ссора с сотрудником на работе может позволить сделать некоторые выводы: например, что вас легко задеть, если надавить на любимый мозоль, или что с данным человеком не следует общаться, если хочется сохранить здоровье. В любом случае, ...
Полине в школе не наклеили заветные наклейки на рисунок. Поля расстроилась. Говорю: пойдём, спросишь, почему не наклеили. Поля подошла, спросила. Учитель ей объяснила, что зубцов на хребте динозавра должно было быть 5, а не 10, а пятна на боках должны быть максимально круглыми. Поля ...