Миру мир, а вам - пломбир.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В Самаре пройдет презентация дебютного романа самарской писательницы и блоггера Наташи Апрелевой «Посторонним В.». Он вышел в петербургском издательстве «АСТРЕЛЬ». Сама писательница характеризует свое произведение как любовный роман для девочек. Но скоро она обещает одарить своими литературными плодами и мужскую аудиторию. Действие вышедшей книги и двух следующих произведений Апрелевой, которые готовятся к печати, происходят в нашем городе. А это, согласитесь, сейчас большая редкость.
Мы побеседовали с Наташей Апрелевой о том, как провинциалы попадают в столичный книжный бизнес, о литераторах в интернете и о том, как инженеры становятся писателями.
- Книга, которая только что вышла, это ваше первое большое литературное произведение. Как пришла мысль заняться литературой?
Ничего особенно не приходило. Сначала я просто писала дневник. Там было много личных и в действительности происходящих событий. Потом меня это увлекло. И я решила, что можно будет нафантазировать еще чего-то. И в таком виде я стала давать читать это друзьям. Друзья сказали: «Это похоже на книгу». И тогда я ее уже оформила и отослала в издательства.
- Вы еще ведете «Живой журнал» и являетесь достаточно популярным по самарским меркам блоггером. Что случилось раньше: вы начали писать книгу или вести сетевой дневник?
Сначала была написана эта книга и отдана в издательство. И редактор мне сказала: «Нужно вести еще и «Живой журнал» для того, чтобы рекламировать себя как бренд». Потому что выходит первая книга нового автора, и хоть какая-то аудитория должна быть подготовлена. И только в сентябре прошлого года я завела себе блог. Так что, человек я в этом деле новый.
- Но уже набрали приличные обороты...
Я сама удивляюсь откуда у меня там берутся «френды». Это загадка. Наверное, потому что я не озабочена тем, чтобы их появлялось больше. Так всегда бывает. Когда чего-то не хочешь, оно происходит само собой.
Сначала хотели книгу издавать в рубрике, которая называется, по-моему, ЖЖ-жизнь. И нужно было заводить «Живой журнал», чтобы хотя бы написать в книге его адрес. Но потом в Москве все переиграли. И книга вышла в другой рубрике. А в «ЖЖ» мне очень понравилось. И я осталась. И теперь радостно там нахожусь.
- Везде жанр вашей книги обозначен как «любовный роман». У некоторой части аудитории существует снобистское отношение к любовным романам как легкому и массовому чтиву. Можно ли вашу книгу назвать массовой?
Так и есть. Конечно, ни в какие интеллектуальные дебри я и не сумела бы влезть... Это легкий жанр.
- Вы сами говорили о своей книги, что она будет интересна, прежде всего, девочкам...
Я давно заметила по тем текстам, которые я выкладывала в интернете, моими читателями всегда были девочки. То есть я думаю, что женская аудитория — это моя аудитория. Мужчины могут читать только некоторые. Я же писала про многих знакомых. И из мужчин с интересом читали только те, о ком там было написано. Мне так кажется. Хотя редактор издательства мне недавно сказала, что мою книгу прочитал ее муж и одобрил. Женская проза тоже имеет право на существование.
- Насколько я знаю, у вас скоро должно выйти еще две книги...
Даже, наверное, больше. Сейчас должно выйти два детектива.
- То есть они уже написаны?
Да, они написаны. Один из них в типографии. Но выйдет детектив месяца через два. Потому что по планам издательства должен быть интервал между выходами книг одного автора. Второй детектив — это продолжение первого детектива. (Смеется) А еще один любовный роман тоже написан и стоит в планах издательства. Еще одна книга будет в соавторстве с известным журналистом и главным редактором питерского журнала «the Chief» Александром Егоровым. Вот мы как раз работаем над текстом, рабочее название которого «Диалоги в постели». Он про любовь. Женский и мужской взгляды.
- То есть у вас помимо вышедшей написано еще 3 книги. Когда же вы успеваете так много написать? Сразу в воображении рисуются картины привлечения к труду над книгами «литературных негров»...
На самом деле я, правда, очень быстро работаю, владею скорописью. (Смеется)
- А почему вы решили переместиться в плоскость детектив от любовных романов?
Я закончила «Посторонним В.», и пока он ещё рассматривался редакцией, я заскучала. Я так уже полюбила это дело. Это графомания. Это же графомания просто на самом деле. (Смеется) И вот я заскучала и задумала написать детектив. «Любовных романов много, а детектив нужен всем,» - подумала я хитро. А у меня была какая-то идея детектива, но давно. И я как-то над ней начала работать. И тут мне пришел положительный ответ на любовный роман. А я редактору говорю: «У меня есть еще и детектив». Она говорит: «Давай». И получилось так, что одобрили и один детектив и второй. Там, кстати, есть сквозные персонажи. Но, наверное, немного рано еще про это говорить.
- А детективы тоже для девочек будут? Или они более универсального характера?
Там будет, конечно, для более широкой аудитории. Там есть и любовные сюжеты. Но и в первом и втором есть крепкий детективный стержень. За этим особо следила редакторская комиссия, чтобы все отвечало жанру. То есть я, конечно, рада наплести какой-нибудь любовной ерунды. Но это все безжалостно вычеркивалось.
- То есть можно сказать, что сейчас вы профессионально занимаетесь только написанием книг?
Что значит профессионально? С точки зрения денег? Да, мне платят, конечно, гонорары. Но, в принципе, я не считаю себя профессиональным писателем. Я давно копирайтерством занималась. И сейчас я тоже занимаюсь текстами. Я — автор текстов.
- Представители любой арт-среды, в том числе и литературной, чаще всего люди тусовочные. Вы варитесь в каких-нибудь литературных самарских тусовках или существуете отдельно от них?
Вы знаете, я же человек в этом деле вообще новый. Я бы может и хотела... Но я неграмотна абсолютно в плане каких-то тусовок. Я просто не знаю где тут и чего. У меня практически нет информации. И вообще я практически все время сижу дома.
- А как вас вообще без всяких литературных знакомств опубликовали в таком серьезном издательстве?
Я бы не сказала, что это было сложно. Просто поискала в интернете координаты издательств. Они же там все есть - «АСТ», «АСТРЕЛЬ», «Эксмо», «Центрполиграф»... И отправила туда текст. Не было никаких ответов. А буквально через месяц с разницей в день сразу 3 издательства ответили положительно. Первыми ответили «АСТ», и у меня как-то сразу сложились дружеские отношения с редактором. Она отнеслась ко мне неформально, и вообще очень поддержала.
- А во сколько издательств в общей сложности вы разослали книгу?
Где-то в 5-7. Какие я могла разыскать, и где принимали рукописи, туда и отправила. Потому что некоторые (например, «Азбука») закрыли прием рукописей в 2009 году. Кризис и все такое...
На самом деле, мы потом с редактором разговаривали и она сказала, что они все читают, что к ним приходит. Многие люди думают, что редакторы не читают ничего. А они обязаны читать. У них такая работа. Сложная.
- Думаю, что многим будет интересна такая инсайдерская информация. Давайте вернемся к вашему творчеству. Действие вашей первой книги происходит в Самаре. И даже, более того, в каких-то определенных самарских местах. Я правильно понимаю?
Да. И в детективах действие происходит в Самаре. Но там уже менее конкретно. Мой редактор просила, чтобы не было конкретной привязки к городу. Но набережная и другие узнаваемые места остались и в других книгах. Потому что я, по сути дела, нигде не бываю. И мне сложно что-то сочинить про какую-нибудь там Москву. А во втором детективе действие происходит в одном невыдуманном доме. Это известный в Самаре старинный дом.
А вот книга, которую мы пишем в соавторстве, именно поэтому у меня вызывает сложности. Там действие происходит в Москве. Мой соавтор из Петербурга бывает, конечно, в Москве чаще, чем я. Но тоже не сильно часто. И мы с ним ищем по «Яндексу», где находятся какие станции метро. Ужас, конечно. Сумасшествие.
- А, если не секрет, какое у вас образование? Вы все-таки занимаетесь таким непростым делом.
Совершенно не секрет. Я Авиационный институт заканчивала. Здесь в Самаре.
- А как же вы пришли к писательскому труду с таким образованием?
Инженером я никогда не работала. А работала в рекламном агентстве. Была рекламным агентом. Потом у меня это дело не пошло, потому что я вообще не умею общаться с людьми. И я стала сидеть писать рекламные тексты. Копирайт у меня получался лучше. Всякие там слоганы, еще какая-то ерунда... Потом я ушла оттуда и стала работать в маленьких рекламных фирмах, писать тексты для разных брошюр, для сайтов... Потом для завода «Прогресс» была большая работа. Я писала какую-то брошюру ужасную. Я там ничего не понимала. Мне все говорили: «Ну ты же инженер-механик »...
По сути, вся моя работа была связана с тем, что я для кого-то что-то пишу. А здесь я пишу именно то, что хочется.
- Можно сказать, что у вас счастливая творческая судьба. Часто писателям приходится сочинять слоганы. У вас же вышло наоборот.
Смеется.
Андрей Кочетков
upd