Мир испортили компромиссы или об "авторском надзоре"
mymaster — 25.04.2013 Вот на самом деле - мир испортили компромиссы. Смотрю на то, как делают велопарковки в Москве и на то, как они должны были быть сделаны по проекту. Если по проекту (надо полагать Митяева), то парковки должны быть такими, как показано ниже. И это правда лучшая для города конструкция массовой велопарковки (по исследованию ВелоСамары, по тому что я вижу в США). То есть парковки можно делать красивыми, можно чего-то додумывать... но по сути нужно именно крепление обоих колес и опора. Самая экономичная по материалам и месту парковка, решающая обе задачи - это буква "П". Как говорится - посмотрел проект - порадовался.А потом посмотрел у Ильи, как они выглядят в жизни, установленными. Ну то есть ежу ясно, что полозья крепления должны быть заглублены, а не должны торчать как убожество. И тут - глядя на все это - как то думаешь: "Ну ладно, что там - зато парковка, в Москве... крепления для обоих колес... это же несомненный прогресс! Можно ли желать большего?!"
Так вот не просто можно, а нужно. Нужно добиваться стопроцентного исполнения своих затей, а за любое отступление от проекта нещадно бить. Потому что об эти парковки три раза повспотыкаются бабки (и не спрашивайте даже что их туда понесет) - и начнут писать в Управу о том, как все было отвратительно испорчено на их любимой улице. Потом придут защитники старины и скажут что такой конструктивизм не сочетается с видом теплой и ламповой брусчаточки. Потом еще кто-то. И в итоге стопроцентно выигрышное и хорошее дело начнет приобретать никому не нужный оттенок скандальности и спорности.
Причем инициатор всего этого дела к этому моменту будет уже вынужден его защищать "в любом виде", потому что у нас головную боль принято лечить ампутацией и все будут требовать не зарыть полозья, а "вернуть все как было!" Общество вообще штука энтропийная, так что любую структуризацию оно отрицает - требует ввергнуть все в термодинамический ад тепловой смерти.
У меня у самого был такой опыт... велодорожка в Самаре. Ее сделали на набережной... история была такая - реконструкция набережной шла полным ходом, и в проекте, естественно, никакой дорожки не было. Ну мне, как обычно, надо все больше всех - так что я написал мэру города о том, что надо бы ее туда включить. Мэр Самары человек прогрессивных взглядов, так что согласился легко и сразу. Я вышел на форум ВелоСамары, пообщался с людьми о том, какую именно велодорожку им надо сделать. Люди там весьма грамотные - расписали все очень подробно, и в местах, и по размещению ее на самой дальней от воды террасе, чтобы иметь меньше всего пересечений с пешеходами... Взяли статью о том, какими должны быть велопарковки. Ну в общем все проработали как надо - и все было готово для того, чтобы сделать первую велодорожку и велопарковки нормальными.
Я собрал эти документы и отправил начальнику Дептранса В.Е.Титову и зам.руководителя ДепБлагоустройства И.А.Рудакову. Не понять там было чего либо просто не возможно. Там были картинки, там были чертежи. Указаны размеры... Все было. Вот результат - дорожка на первой террасе, где ходит куча пешеходов любуясь водой, и где куча пересечений со сторонними потоками...
А вот парковка... как на ней зацепить колеса? Хлипкая конструкция, с сомнительным креплением на 8 болтах.
Естественно, дальше вся Самара обсуждает что построили какую-то фигню, что она ходить мешает... и что им всем лишь бы деньги отмыть. А велосипедисты снимают видеоролики проезда по дорожке, с которой на каждой паре метров приходится сгонять толпу фотографирующихся пешеходов.
А все потому, что не развита у нас такая тема, как "авторский надзор". Нереально оказывается провести все этапы работы под чутким наблюдением - слишком редко вообще что-то дают сделать, слишком расхлябанна система управления... слишком высока самонадеянность исполнителей. Я, кстати, до сих пор не знаю что именно и на каком этапе похоронили, налажали, забили в мэрии... исходные для того, чтобы сделать все как надо на мой скромный взгляд были идеальные.
Когда я задумываюсь о том, что и как у нас делают, мне вспоминается история про мужика, который уехал в Германию и устроился там работать слесарем на сборке оборудования. Ему сказали сколько времени надо по технологии на закручивание болта, а он оптимизировал процесс, чтобы закручивать быстрее и повысить производительность. Его оштрафовали. Классическая технология закручивания учитывала особенности взаимодействующих металлов, а его самодеятельность, естественно, - нет. Так что он делал быстрый брак, вместо изделий. При этом он был уверен, что все улучшает и заслуживает премии.
Ради чего у нас зовут менеджеров из ЕС и США? Чем китайские товары отличаются от американских товаров, собранных в том же Китае? Авторским надзором и бескомпромиссностью при его выполнении. Это важнейшая и сложнейшая часть технологии - разработать свод разумных выполнимых правил и требований, и наладить контроль их исполнения на всех этапах производства. Причем не важно чего - товара ли, услуги ли - в том числе и муниципальной услуги.
В советское время эта проблема существовала, но с ней хотя бы на словах пытались бороться. Как рассказывал мне отец - на авиазаводе в Воронеже, когда он там работал, персоналу цитировали высказывание: "Самолет должен гореть согласно чертежей главного конструктора". Под этим понималась недопустимость внесения каких-либо не согласованных изменений в конструкцию самолетов. Правда потом папа описывал какие изменения конструкции на заводе допускали... так что я немного опасаюсь самолетов ВАСОвского производства :)
Но вот именно это надо делать сейчас с велосипедными парковками в Москве - добиться исполнения проектного задания, добиться следования чертежам главного конструктора. Проектное задание может быть глупым, неуместным, каким угодно - но его не имеет права дорабатывать никто, кроме автора задания. Уделять внимание самому заданию у нас уже стали пытаться... А вот с авторским контролем все по прежнему. И отнюдь не только в сфере велопарковок. А жаль.
|
</> |