Минутка некромантии

топ 100 блогов anairos23.09.2025 «Если ты желаешь вопросить призрака – встань лицом к могиле и повторяй имена ангелов третьей стоянки, держа в руках новый сосуд, наполненный маслом и мёдом, и скажи затем так: заклинаю тебя, дух, носящий овна на плечах своих, живущий среди гробниц и костей умерших, прими из рук моих это подношение, исполни мою волю и направь ко мне такого-то, сына такого-то, что умер. Воздвигни его, дабы отвечал он мне без страха, и сказал мне истинные слова без сокрытия. Сделай так, чтобы не испугался я его, и чтобы дал он мне на мой вопрос ответ, который мне нужен.

Дух появится перед тобой сразу же. Если он медлит, повтори те же слова и второй раз, и до третьего.

Когда он придёт, поставь сосуд перед ним и говори с ним, держа в руке миртовую ветвь. Если желаешь отпустить его – ударь его трижды миртовой ветвью, вылей наземь масло с мёдом, и разбей сосуд, и брось мирт из руки твоей, и возвращайся домой другой дорогой».



Это цитата из «Сефер-ха-Разим» (Книги тайн) – еврейского гримуара третьего века нашей эры, восстановленного в 1966 году по обрывкам, найденным в каирской генизе.

К написанному здесь следует добавить ещё две вещи. Для ритуала, по рекомендациям книги, лучше всего выбрать могилу убитого, а ещё лучше – казнённого. Возвращаться же домой следует другой дорогой из соображений безопасности – чтобы мертвец, которого ты спрашивал, не последовал за тобой.

Почему он не может отправиться за тобой той дорогой, которой ты идёшь сейчас – не ко мне вопрос. Кого об этом спрашивать и как – вы только что прочитали.

Вообще, Сефер-ха-Разим – крайне любопытный текст, и в первую очередь потому, что значительную часть его содержания ты ожидал бы увидеть в совершенно ином контексте.

Вот как тут, например: человек приходит к могиле казнённого, неся сосуд с маслом и мёдом, и взывает к кому-то, носящему на плечах овна, чтобы поднять из могилы дух того, кто там похоронен. Ничего не напоминает? Этот ритуал прямо-таки собран из евангельских образов, но там, где в евангелиях описано чудо, тут – рекомендации для некроманта.

А вот ещё один отрывок из того же гримуара, только из «теоретической» его части:

«Седьмая же твердь полна семикратного света, и светом её сияют все семь небес. На ней утверждён престол славы, стоящий на четырёх славных сущностях, которые есть хранилище жизней и хранилище душ. Нет исчисления, ни предела великому свету её, и полнота его осияет всю землю. Ангелы утверждены в столбах света, и свет их подобен свету сияющей звезды, и не погасить его вовеки, ибо глаза их как вспышки молний, и стоят они на краю божественного света, и в страхе прославляют Того, кто восседает на престоле славы. Ибо Он один восседает на небесах своей святости, изрекая суд и приводя в равновесие весы справедливости; суд его истинен и речения его праведны. И перед лицом Его открыты огненные книги».

У вас возникло ощущение, что вы читаете фанфик по Апокалипсису? У меня возникло. Качество текста заметно ниже, но вся образность – престол, свет, раскрытые книги, суд – всё прямо оттуда.


В принципе, это сходство понятно и объяснимо. Христианство было когда-то частью иудаизма, но пошло своим путём (а иудаизм после разрушения Второго Храма тоже был вынужден эволюционировать – в свою сторону). Как раз к третьему веку они окончательно расплевались друг с другом – и иначе просто быть не могло. Похожие, но разные, они претендовали на один и тот же статус – «мы – избранный народ Божий, собрание святых, начаток Царства Небесного на земле».

В таких условиях каждый просто обязан был начать считать другого своим злым близнецом, тёмным двойником, владеющим демонической силой там, где у «нас» сила божественная. Ну а раз так, то если тебе и нужна демоническая сила – ты знаешь, где её искать.

Христиане с удовольствием использовали каббалистические имена Бога и демонов в экзорцизмах (и потом оттуда выросла вся европейская чернокнижная традиция). Евреи же, как видим, составляли ритуалы, основанные на христианской символике, особенно тех её частях, которые можно ассоциировать с мистикой и колдовством.

Однако в то же самое время эта книга заставляет по-другому посмотреть и на сами события, которые произошли в Иерусалиме после распятия Иисуса.


Если у вас есть под рукой евангелия (а они у вас есть, поскольку вы читаете этот пост в интернете), вы легко убедитесь, что все четыре евангелиста излагают на этот счёт совершенно разные версии, практически ни в чём не сходясь между собой.

Напомню на всякий случай, что четыре евангелия начали хождение в середине второго века как анонимные тексты, в них нет указания на авторство. Уже к концу столетия сложилась традиция приписывать их Матфею, Марку, Луке и Иоанну, основываясь на устных преданиях и деталях текстов. Однако по другим деталям понятно, что ни одно из них не было в действительности написано очевидцами – хотя, разумеется, авторы вполне могли на показаниях очевидцев основываться.

Матфей: в пятницу Иисуса погребают в пещере, обвив плащаницей. В субботу священники просят Пилата опечатать гроб и поставить стражу, чтобы ученики не украли тело. В воскресенье две Марии приходят «посмотреть гроб» и становятся свидетелями землетрясения и явления ангела. Стража разбегается в страхе, а пещера отворяется, но Иисуса они не видят – гроб пуст. Женщины уходят от пещеры другой дорогой, потому что направляются не к себе, а к собравшимся ученикам. По дороге они встречают воскресшего Иисуса.

Марк: в пятницу Иисуса погребают в пещере, обвив плащаницей. В субботу две Марии покупают благовония и в воскресенье утром приходят «помазать» Иисуса. Гроб уже отворён, там сидит ангел и сообщает женщинам, что Иисус воскрес. Женщины уходят от пещеры и никому ничего не сообщают из страха. Дальше идёт кусок текста, разительно противоречащий всему остальному, и большинство современных библеистов считают его поздней вставкой, своего рода кратким изложением общепринятой среди христиан версии событий.

Лука: в пятницу Иисуса погребают в пещере, обвив плащаницей. Женщины (здесь их не две, а много) готовят благовония и в воскресенье утром приходят «помазать» Иисуса. Гроб уже открыт и пуст. Когда женщины туда заходят, им являются два ангела и сообщают им, что Иисус воскрес. Они уходят от пещеры и рассказывают ученикам, что видели.

Иоанн: в пятницу Иисуса погребают в пещере, обвив плащаницей и умастив благовониями (это оговорено особо, и даже сказано, кто их принёс). В воскресенье Мария Магдалина в одиночку приходит к гробу и видит его открытым и пустым. Она бежит, рассказывает Петру и Иоанну, они тоже свидетельствуют, что гроб пуст, и уходят. Мария же остаётся на месте и видит вначале двух ангелов, а затем и самого воскресшего Иисуса.


Удивительно, не правда ли? Ещё понятно, почему евангелисты так противоречат друг другу в описаниях рождения, детства и юности Иисуса – он мог и не уделять внимания этой теме, так что никто попросту ничего не знал достоверно.

Но воскресение – совсем другое дело. Казнь Иисуса была публичным событием, а о том, что произошло потом, слышал весь Иерусалим – во всяком случае, священникам пришлось провести спешный «антикриз», распространив слух, что ученики Иисуса украли его тело из пещеры.

Такое впечатление, что непосредственные участники случившегося – по причинам, нам неизвестным – даже среди своих не могли или не хотели говорить об этом. В результате евангелистам и пришлось сочинять собственные версии, сохранив общеизвестную канву событий, но заполнив, каждый на свой лад, остающиеся лакуны.

А канва вырисовывается такая. Женщины (неизвестно, сколько их было, но Мария Магдалина присутствует во всех версиях рассказа) пришли рано утром к гробнице Иисуса, неся с собой некие сосуды. Там произошло нечто, после чего они в страхе и смятении ушли от гробницы другой дорогой. Ученики, встревоженные их сбивчивыми показаниями, пошли к пещере и убедились, что она открыта, а тело исчезло.

Вскоре после этого ученики (начиная с той же Марии Магдалины) начали видеть Иисуса то тут, то там. Он являлся им таким, каким его клали в гроб – с открытыми ранами на руках, ногах и в боку – то есть очевидно мёртвым. Однако он разговаривал с ними, появлялся и исчезал по своему желанию, менял облик, чтобы оставаться неузнанным, даже пил и ел, чтобы показать, что он не призрак, а вполне материальное существо. Некоторое время спустя он попрощался с учениками и окончательно отбыл из этого мира.


Что-то подсказывает мне: что бы ни случилось на самом деле тем воскресным утром у пещеры – об этом действительно не стоило болтать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Режиссёр : Кэндзи Камияма, Масаки Татибана, Ицуро Кавасаки и другие. Сценарий : Кэндзи Камияма, Масамунэ Сиро, Мамору Осии и другие. В ролях : Ацуко Танака, Осаму Сака, Сиро Саито, Коити Ямадэра, Акио Оцука, Ютака Накано, Тору Окава, Такаси Онодзука, Таро Ямагути, Хироси Янака ...
Николай II знал пять иностранных языков (в совершенстве владел французским, английским и немецким). Он имел блестящее образование — высшее военное и высшее юридическое, которое соединялось у него с глубокой религиозностью. Многие лично знавшие Николая II отмечали его природный ум. ...
Поправки Минфина поэтапно отменяют коэффициент мощности (с 1 сентября 2019 г.) и региональный коэффициент (с 1 сентября 2020 г.). Чтобы сгладить последствия отмены, Минфин и предлагает ввести 30%-ное, а затем 40%-ное отклонение в обе стороны итоговой цены полиса от тарифов ЦБ, объясняет ...
Уважаемые соотечественники ! Обращаюсь к вам как сознательным гражданам нашего государства, которые хорошо понимают, какие угрозы для украинского общества и государства несут внутренние конфликты, раздор и противостояние. Некоторые лидеры оппозиции сделали заявление, что они не ...
Ходили сегодня погулять, по дороге заглянули в ресторанчик. Против еды ничего плохого не скажу, но за соседним столиком были дама 52 лет с мужем (карликового экстерьера 60 лет), справлявшая свой день рождения, с парой родственников средней дальности, мужчиной 52 лет и его ехидной женой ...