Минутка некромантии
anairos — 23.09.2025
«Если ты желаешь вопросить призрака – встань лицом к могиле и
повторяй имена ангелов третьей стоянки, держа в руках новый сосуд,
наполненный маслом и мёдом, и скажи затем так: заклинаю тебя, дух,
носящий овна на плечах своих, живущий среди гробниц и костей
умерших, прими из рук моих это подношение, исполни мою волю и
направь ко мне такого-то, сына такого-то, что умер. Воздвигни его,
дабы отвечал он мне без страха, и сказал мне истинные слова без
сокрытия. Сделай так, чтобы не испугался я его, и чтобы дал он мне
на мой вопрос ответ, который мне нужен.Дух появится перед тобой сразу же. Если он медлит, повтори те же слова и второй раз, и до третьего.
Когда он придёт, поставь сосуд перед ним и говори с ним, держа в руке миртовую ветвь. Если желаешь отпустить его – ударь его трижды миртовой ветвью, вылей наземь масло с мёдом, и разбей сосуд, и брось мирт из руки твоей, и возвращайся домой другой дорогой».
Это цитата из «Сефер-ха-Разим» (Книги тайн) – еврейского гримуара третьего века нашей эры, восстановленного в 1966 году по обрывкам, найденным в каирской генизе.
К написанному здесь следует добавить ещё две вещи. Для ритуала, по рекомендациям книги, лучше всего выбрать могилу убитого, а ещё лучше – казнённого. Возвращаться же домой следует другой дорогой из соображений безопасности – чтобы мертвец, которого ты спрашивал, не последовал за тобой.
Почему он не может отправиться за тобой той дорогой, которой ты идёшь сейчас – не ко мне вопрос. Кого об этом спрашивать и как – вы только что прочитали.
Вообще, Сефер-ха-Разим – крайне любопытный текст, и в первую очередь потому, что значительную часть его содержания ты ожидал бы увидеть в совершенно ином контексте.
Вот как тут, например: человек приходит к могиле казнённого, неся сосуд с маслом и мёдом, и взывает к кому-то, носящему на плечах овна, чтобы поднять из могилы дух того, кто там похоронен. Ничего не напоминает? Этот ритуал прямо-таки собран из евангельских образов, но там, где в евангелиях описано чудо, тут – рекомендации для некроманта.
А вот ещё один отрывок из того же гримуара, только из «теоретической» его части:
«Седьмая же твердь полна семикратного света, и светом её сияют все семь небес. На ней утверждён престол славы, стоящий на четырёх славных сущностях, которые есть хранилище жизней и хранилище душ. Нет исчисления, ни предела великому свету её, и полнота его осияет всю землю. Ангелы утверждены в столбах света, и свет их подобен свету сияющей звезды, и не погасить его вовеки, ибо глаза их как вспышки молний, и стоят они на краю божественного света, и в страхе прославляют Того, кто восседает на престоле славы. Ибо Он один восседает на небесах своей святости, изрекая суд и приводя в равновесие весы справедливости; суд его истинен и речения его праведны. И перед лицом Его открыты огненные книги».
У вас возникло ощущение, что вы читаете фанфик по Апокалипсису? У меня возникло. Качество текста заметно ниже, но вся образность – престол, свет, раскрытые книги, суд – всё прямо оттуда.
В принципе, это сходство понятно и объяснимо. Христианство было когда-то частью иудаизма, но пошло своим путём (а иудаизм после разрушения Второго Храма тоже был вынужден эволюционировать – в свою сторону). Как раз к третьему веку они окончательно расплевались друг с другом – и иначе просто быть не могло. Похожие, но разные, они претендовали на один и тот же статус – «мы – избранный народ Божий, собрание святых, начаток Царства Небесного на земле».
В таких условиях каждый просто обязан был начать считать другого своим злым близнецом, тёмным двойником, владеющим демонической силой там, где у «нас» сила божественная. Ну а раз так, то если тебе и нужна демоническая сила – ты знаешь, где её искать.
Христиане с удовольствием использовали каббалистические имена Бога и демонов в экзорцизмах (и потом оттуда выросла вся европейская чернокнижная традиция). Евреи же, как видим, составляли ритуалы, основанные на христианской символике, особенно тех её частях, которые можно ассоциировать с мистикой и колдовством.
Однако в то же самое время эта книга заставляет по-другому посмотреть и на сами события, которые произошли в Иерусалиме после распятия Иисуса.
Если у вас есть под рукой евангелия (а они у вас есть, поскольку вы читаете этот пост в интернете), вы легко убедитесь, что все четыре евангелиста излагают на этот счёт совершенно разные версии, практически ни в чём не сходясь между собой.
Напомню на всякий случай, что четыре евангелия начали хождение в середине второго века как анонимные тексты, в них нет указания на авторство. Уже к концу столетия сложилась традиция приписывать их Матфею, Марку, Луке и Иоанну, основываясь на устных преданиях и деталях текстов. Однако по другим деталям понятно, что ни одно из них не было в действительности написано очевидцами – хотя, разумеется, авторы вполне могли на показаниях очевидцев основываться.
Матфей: в пятницу Иисуса погребают в пещере, обвив плащаницей. В субботу священники просят Пилата опечатать гроб и поставить стражу, чтобы ученики не украли тело. В воскресенье две Марии приходят «посмотреть гроб» и становятся свидетелями землетрясения и явления ангела. Стража разбегается в страхе, а пещера отворяется, но Иисуса они не видят – гроб пуст. Женщины уходят от пещеры другой дорогой, потому что направляются не к себе, а к собравшимся ученикам. По дороге они встречают воскресшего Иисуса.
Марк: в пятницу Иисуса погребают в пещере, обвив плащаницей. В субботу две Марии покупают благовония и в воскресенье утром приходят «помазать» Иисуса. Гроб уже отворён, там сидит ангел и сообщает женщинам, что Иисус воскрес. Женщины уходят от пещеры и никому ничего не сообщают из страха. Дальше идёт кусок текста, разительно противоречащий всему остальному, и большинство современных библеистов считают его поздней вставкой, своего рода кратким изложением общепринятой среди христиан версии событий.
Лука: в пятницу Иисуса погребают в пещере, обвив плащаницей. Женщины (здесь их не две, а много) готовят благовония и в воскресенье утром приходят «помазать» Иисуса. Гроб уже открыт и пуст. Когда женщины туда заходят, им являются два ангела и сообщают им, что Иисус воскрес. Они уходят от пещеры и рассказывают ученикам, что видели.
Иоанн: в пятницу Иисуса погребают в пещере, обвив плащаницей и умастив благовониями (это оговорено особо, и даже сказано, кто их принёс). В воскресенье Мария Магдалина в одиночку приходит к гробу и видит его открытым и пустым. Она бежит, рассказывает Петру и Иоанну, они тоже свидетельствуют, что гроб пуст, и уходят. Мария же остаётся на месте и видит вначале двух ангелов, а затем и самого воскресшего Иисуса.
Удивительно, не правда ли? Ещё понятно, почему евангелисты так противоречат друг другу в описаниях рождения, детства и юности Иисуса – он мог и не уделять внимания этой теме, так что никто попросту ничего не знал достоверно.
Но воскресение – совсем другое дело. Казнь Иисуса была публичным событием, а о том, что произошло потом, слышал весь Иерусалим – во всяком случае, священникам пришлось провести спешный «антикриз», распространив слух, что ученики Иисуса украли его тело из пещеры.
Такое впечатление, что непосредственные участники случившегося – по причинам, нам неизвестным – даже среди своих не могли или не хотели говорить об этом. В результате евангелистам и пришлось сочинять собственные версии, сохранив общеизвестную канву событий, но заполнив, каждый на свой лад, остающиеся лакуны.
А канва вырисовывается такая. Женщины (неизвестно, сколько их было, но Мария Магдалина присутствует во всех версиях рассказа) пришли рано утром к гробнице Иисуса, неся с собой некие сосуды. Там произошло нечто, после чего они в страхе и смятении ушли от гробницы другой дорогой. Ученики, встревоженные их сбивчивыми показаниями, пошли к пещере и убедились, что она открыта, а тело исчезло.
Вскоре после этого ученики (начиная с той же Марии Магдалины) начали видеть Иисуса то тут, то там. Он являлся им таким, каким его клали в гроб – с открытыми ранами на руках, ногах и в боку – то есть очевидно мёртвым. Однако он разговаривал с ними, появлялся и исчезал по своему желанию, менял облик, чтобы оставаться неузнанным, даже пил и ел, чтобы показать, что он не призрак, а вполне материальное существо. Некоторое время спустя он попрощался с учениками и окончательно отбыл из этого мира.
Что-то подсказывает мне: что бы ни случилось на самом деле тем воскресным утром у пещеры – об этом действительно не стоило болтать.
|
|
</> |
Психология ставок: почему азарт притягивает и как сохранять трезвый подход
Царь Николай Второй
Вышел трейлер мистического сериала "Карта желаний"...
Пригожин продолжает выигрывать битвы
Во всем виновата Кая Каллас
Зимний Кёнигсберг
Пафиопедилум. Мир орхидей
Покидая осеннюю Москву.

