Веришь ли ты в магию, как не верю в неё я?
anairos — 16.09.2025
Кто верит в эти истории без сомнений – тот простак. Кто не верит
в эти истории – тот отступник.
Что вообще значит «верить в магию»?
Когда-то давно я уже писал, что в выражении «верить в чудо» первое слово значит совершенно не то, что мы обычно подразумеваем, когда его произносим.
Вера – отсутствие сомнений. Верования – представления, на которые мы полагаемся в повседневной жизни. Знание – истинное обоснованное верование, так его определил ещё Аристотель, и с тех пор ни один философ даже не пытался его опровергать, все лишь уточняли, какое именно верование следует считать обоснованным.
Но верить в чудо – значит осознавать, что все наши представления ограничены, а потому любая картина мира способна внезапно, без предупреждения, треснуть в самом, казалось бы, надёжном месте. Ожидать неожиданного. Быть готовым к тому, что на твоих глазах случится невозможное – то, чего просто никак, ни при каких обстоятельствах не может быть.
А это, в свою очередь, значит, что в твоей личной картине мира всегда должно оставаться место для невозможного, нечто такое, что не подчиняется законам физики, математики и логики. Дай имя неименуемому – и ты поймёшь, как сохранить рассудок и добиться успеха в его поле действия.
Так что же насчёт магии? Как мы верим – или не верим – в неё?
Конечно же, есть люди, которые верят в магию в общепринятом смысле слова. Они буквально считают, что такие и такие слова и действия «работают» – если их совершить, то получишь результат. А что непонятно, как это получается – ну так и мобильный телефон у тебя в кармане тоже непонятно как работает. Специалисты разбираются, а тебе и не нужно.
Проблема, однако же, в том, что у этих-то людей магия как раз и не работает. Если читать заклинания (или молитвы, без разницы) в твёрдой уверенности, что сами эти действия каким-то образом вызывают результат – его не будет.
И ничего удивительного тут нет, потому что в мире инструментальной причинности магия не может работать. В магических действиях нет того, что могло бы вызвать именно такие последствия.
Однако «вера в магию» может выглядеть и иначе.
У англоязычных этнографов есть шутка, что слово shaman происходит от слова sham (уловка, обман, мошенничество). И действительно, шаманы – великие специалисты по ловкости рук, престидижитации и иллюзионизму. Фокусы, которые они показывают, произвели бы впечатление даже на Пенна и Теллера.
Это было ясно с 19 века, когда европейцы только-только начали всерьёз изучать «примитивные» культуры. Собственно, до того как исследователи усвоили тунгусское слово «шаман», их чаще называли даже не знахарями, а факирами или жонглёрами.
Классическая картина из антирелигиозной агитки – жрецы дурят доверчивый народ, а простецы принимают их фокусы за чистую монету?
Отчасти да – см. выше. Всегда будут те, кто безоговорочно, без критического осмысления, верит чужим словам. Но это лишь одна сторона, а есть и другие.
Франц Боас, десятилетиями изучавший жизнь и быт канадских индейцев квакиютль, почти сразу заметил, что все они охотно прибегают к магии, боятся вредоносной порчи колдунов, но тем не менее весьма скептически относятся к самим колдунам и их рассказам.
«Всем, кого это касается, прекрасно известно, что значительная часть шаманских действий основана на трюках, однако же в них всё равно верит и сам шаман, и его пациенты, и их друзья. Даже разоблачения нисколько не уменьшают веру в «настоящую» силу шаманизма. Благодаря этому своеобразному состоянию ума сам шаман всегда сомневается в собственных силах, и всегда готов поддержать их уловками».
Джордж Хант – индейский шаман, с которым Боас тесно общался в течение нескольких десятилетий – за это время изложил ему четыре разных версии того, как и почему он стал шаманом. И с каждым разом в этой истории становилось всё меньше и меньше «сверхъестественного».
Если вначале там фигурировала шаманская болезнь, вещие сны, спонтанные исцеления, то в последнем варианте – Хант описал его в собственной автобиографии, изданной в 1930 году под названием «Как я решил изучить пути шаманов» – ничего подобного нет. Это история скептика, который не верил в магию, считал шаманов шарлатанами, и именно поэтому поставил целью самому стать шаманом, чтобы понять все их методы.
И действительно, оказалось, что шаманы вовсе не входят в транс и не общаются с духами. Они лишь демонстрируют зрителям эффектные представления, причём у каждого шамана есть свой коронный фокус, который он перенял от учителя и передаёт ученику.
Однако этими фокусами они и в самом деле исцеляют людей, и сам Джордж Хант исцелил множество пациентов, в том числе и тех, которые оказались не по зубам другим шаманам. В результате он стал весьма авторитетным и уважаемым человеком в своём ремесле.
Притворство шаманов, повторю ещё раз – секрет Полишинеля для квакиютль. Об этом все знают, и никого это не волнует. И в то же время шамана, который сбился во время ритуала и выдал свой трюк, индейцы до недавнего времени убивали на месте. Считалось, что такие ошибки могут навредить пациенту и даже убить его.
Когда их спрашивают, почему так, они дают интересное объяснение. Шаман устраивает представление для духов. Всё то, что он делает в видимом мире, духи повторяют в невидимом. Сумел гладко и красиво показать, как ты высасываешь болезнь из надреза на теле больного – духи на самом деле избавят пациента от недуга. Сбился, ошибся – магия пойдёт неправильным путём.
Магия – как раз и есть одно из имён для неименуемого. Парадоксальное состояние между состояниями, «бытие дефиса», в котором имя становится реальнее своего носителя, а внутреннее и внешнее сливаются вместе до полной неразличимости.
Как можно действовать в таких условиях? Только парадоксально – самому соединяя в себе противоположности.
Один из методов – тот, которым пользуются шаманы.
Ты действуешь, зная, что твои действия – не более чем имитация, актёрская игра. Но у тебя и нет задачи добиться успеха. Твоя цель совсем другая – убедить в своей силе, авторитете и успешности... даже не окружающих, а саму реальность.
Здесь и сейчас, в магическом пространстве, притворство и искренность меняются местами. Артистизм, безупречность жеста, сохранение тайны – это и есть настоящая магия, которую ты творишь. Это они превращают твои действия в волшебство – а сами действия при этом глубоко вторичны, не важны.
Если ты сумел предстать перед магией в облике великого мага – она склонится перед тобой.
|
|
</> |
Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию
"Западные ценности" и их заложники
Природа осени
Торжок: осенняя прогулка
НОВЫЙ СТАРЫЙ ДУБАЙ И ПРИЯТНАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ
45 лет альбому Рори Галлах**а "Stage Struck"
Кронпринцу Дании Кристиану - 20
Пока обед. "My niggas will f**k zis kaos shit up"
Можно ли быть хорошим человеком и всё равно никому не нравиться

