Православная магия серебряного века
anairos — 09.09.2025
Для кого-то вторая половина 19 столетия и начало 20 – эпоха
стремительного технического прогресса. Для меня это время
психических сил.До того в Европе существовали две основные теории, откуда берётся магия и что нужно сделать, чтобы она работала. По одной («демонической»), маг договаривается с духами, и они что-то для него делают – возможно, в обмен на некие действия с его стороны. По другой («спиритуальной», или «астральной») – маг при помощи символов и подобий привлекает небесные силы, которые пронизывают мир и направляют все его события. «Что вверху, то и внизу».
Магнетизм Месмера был одним из последних осколков астральной магии – по его теории, «магнетические флюиды» исходили с неба, от звёзд и планет, а магнетизёр их лишь улавливал и направлял при помощи взглядов, жестов и металлических приспособлений.
Спиритизм начинался как возрождение веры в духов – правда, то были не ангелы или демоны, а души умерших, продолжающие существовать и даже действовать вне тела. Но никто не сомневался, что по просьбе опытного медиума духи способны творить самые разные чудеса.
Вернее, как сказать – никто не сомневался? Учёные, подвергавшие медиумов экспериментальной проверке, довольно быстро решили, что духи тут вообще не при делах, а все чудеса совершает сам медиум.
Расходились они лишь в представлении, как именно. Скептики, вроде Менделеева, полагали, что это всё фокусы, шарлатанство и мошенничество. Верующие, вроде Бутлерова – что медиумические феномены существуют на самом деле, а вызваны они психическими силами, присущими человеку.
Эта теория оказалась настолько удобной, красивой и убедительной, что быстро стала господствующей во всём западном обществе. Магия работает потому, что при помощи воли, веры и воображения человек направляет свою естественную силу, преображающую реальность.
Причём когда я говорю «во всём обществе», то имею в виду не одну только эзотерически ориентированную интеллигенцию. Удивительно как раз то, какое количество её сторонников я нашёл среди образованного православного духовенства.
Даже архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), впоследствии вообще канонизированный, в своей книжке «Дух, душа и тело» озвучивает мысли о естественных психических силах человека, способных на многое без участия ангелов или демонов.
«Наблюдениями над медиумами несомненно установлено, что от медиума, находящегося в трансе (так называется состояние, подобное самому глубокому сну), но иногда даже в нормальном состоянии, исходит, экстериоризуется (т. е. отделяется от него) часть его двигательной силы. Этой экстериоризацией объясняются удивительные спиритические явления движения, даже полёта различных предметов, стуки, автоматическое письмо самодвижущейся ручки или карандаша. Внушение в гипнозе или наяву может быть объяснено только экстериоризацией мысли гипнотизёра и восприятием её гипнотизируемым.
Когда заканчивается спиритический сеанс, при котором происходили перемещения тяжёлых предметов, медиум чувствует большое утомление, ибо из него исходила мышечная сила.
Господь Иисус Христос чувствовал, что из Него изошла сила, исцелившая кровоточивую женщину. Это факты одного и того же порядка, но выходящие из рамок физиологических явлений, факты трансцендентального порядка».
В наше время немыслимо представить, чтобы во святые попал человек, фактически заявлявший, что Иисус творил чудеса при помощи магических сил человеческой психики. Но в то время это было настолько общее место, что никому ересью не казалось, да и сам будущий святитель вряд ли думал, что озвучивает некие собственные измышления. Напротив, он показывал, что наука наконец-то доросла до осознания вещей, о которых христианство говорило веками.
Отца Павла Флоренского канонизировать никому в голову не пришло бы, хоть он и был расстрелян советской властью в 1937 году. Он в своих писаниях был куда менее осторожен, чем архиепископ Лука. Одно из его эссе прямо называется «Магичность слова», и там он аргументирует, что слова, исходящие из души, напитываются психической энергией и потому обладают силой.
Занятно при этом, что Флоренский специально оговаривает: сила обычных слов слишком мала для серьёзной магии. Совсем другое дело – термины, формулы и личные имена, вот они-то как раз предельно концентрированы.
Как раз в то время среди русских монахов на Афоне распространилось учение «имяславия», по которому имя «Иисус Христос» обладает божественной силой и фактически являет людям самого Иисуса Христа в наглядном образе. Флоренскому это учение, как вы понимаете, тоже очень нравилось.
Священник Григорий Дьяченко куда менее известен, чем предыдущие двое. Однако его сборник «Из области таинственного» – объёмистый труд, посвящённый самым разнообразным необъяснимым явлениям: призраки, билокация, телекинез, пирокинез, одическая теория фон Рейхенбаха и многое другое. Всем этим отец Григорий стремился продемонстрировать реальность и могущество человеческой души.
А потом серебряный век закончился.
Но вера в психические силы осталась.
|
|
</> |
Транскрибация: как автоматизация процесса ускоряет работу с контентом и повышает производительность
Стихи перед сном. Андрей Белый. Воспоминание
Вопросы по понедельникам
Всіх причетних зі святом!
Ловля окуня в декабре: тактика поиска и секреты успешной рыбалки по перволедью
Репетируем потихоньку
Прекрасное время Рождества
СБОРЩИК ЁЛКИ

