Элементально, Ватсон!
anairos — 11.09.2025
Я тут внезапно понял, что меня всё это время напрягало в концепции
элементалей – и стихийных духов/существ в принципе. Это их
разделение.Четыре стихии – штука в высшей степени абстрактная. Чтобы до них додуматься, нужно быть философом.
То есть я могу представить, как маг формирует у себя в уме представление о «стихии воды», а затем призывает – а фактически создаёт в своём ритуальном круге – духа, который был бы олицетворением этой стихии.
Элементалей, обитающих в мире естественным образом, а уж тем более людей, которые от рождения имеют «сродство» к одной-единственной стихии – этого я представить не могу. Неправдоподобно.
Ну да, вода существует на самом деле. Но сами подумайте – разве можно сказать, будто стоячая вода колодца, весело журчащий ручеёк и безбрежный океан, одна волна которого способна разбить лодку в щепки, принадлежат одной и той же «стихии»? Они выражают совершенно разные смыслы, обладают совершенно разными силами и свойствами. Океанскую воду даже пить нельзя, да и помыться ею может быть затруднительно из-за соли, которая остаётся на коже, когда ты высыхаешь.
И с землёй та же фигня. Гастон Башляр, написавший пять книг на тему стихийного символизма и поэтики, вынужден был разделить книгу о земле на два тома, потому что плодородная почва и камень (горы) имеют разные смыслы и значения. По его схеме, земля соответствует грёзам о покое, а гора – грёзам о воле, силе и преобразовании мира.
Поэтому Посейдон у греков отвечал не только за море, но и за землетрясения. Греки интуитивно понимали, что буря на море и колебания земли – одна и та же разрушительная «стихия», у них больше родства между собой, чем у той же бури с рекой, или у землетрясения с распаханным полем.
А вот священная роща. Там растёт пятисотлетний дуб, из-под корней которого пробивается родник, а вокруг вкопаны стоячие камни. И что, вы мне хотите сказать, что у дуба свой дух, у родника свой, а у камней какие-то свои отдельные? Нет, конечно. Дух один, и это дух всей рощи целиком.
Точно так же дух горы – это не дух «стихии земли». «Это – я; а эта гора – тоже я! Каждый камень на ней – я, каждый куст – я, ущелье – я, пропасть – я, ручей в расщелине – я, русло ручья – я!».
Эту тонкость весьма хорошо понимал, к примеру, Толкин. В первой книге «Властелина колец» Карадрас – жестокая гора, не терпящая ничего живого в своих владениях. На путешественников он обрушивает снежную метель, лавины и оползни, а ветер завывает злобными голосами. И всё это – одна, единая воля.
Хранитель дома может обитать в огне очага, но это не делает его огненным духом. Он дух дома, а очаг – всего лишь его центр, сердце, средоточие. У него нет ничего общего с разрушительными духами лесного пожара, или с той непреклонной волей, что живёт в углях кузнечного горна.
Само понятие «стихийного духа» я при этом вполне одобряю – оно красивое. Но только в смысле «духа стихий», природной естественной воли, не зависящей от человеческих воззрений и устремлений. Силы, с которой магу ещё нужно как-то найти общий язык, если он хочет чего-то от неё добиться.
И уж конечно, этому духу нет дела до того, куда человек по своим умозрительным понятиям его классифицирует.
|
|
</> |
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
Шведы на старинных фотографиях.
Следующая станция — Константиновка
Владимиров И.А., Продразверстка (реквизиция).
"Что в имени тебе моём?..."
Пенсионеры, оказывает - причина инфляции...
Харлан Кобен «Не отпускай»
Портрет юной барышни
Сериал Изгой. Россия 2022 - 2024 гг.

