Мини-Путин и минипутинцы

По главной новостной теме дня — законе о запрете для сирот-инвалидов выезжать в Америку — я уже всё сказал позавчера и вчера. Повторяться не буду, т. к. мнения своего не менял. Поэтому хотел бы сказать о другом.
В процессе принятия этого закона мои френдленты во всех социальных сетях переполнялись постами в стиле «т.н. оппозиционные партии — ещё хуже ЕР, там хоть Борис Резник был против, а в КПРФ и ЛДПР вообще никого». И, к сожалению, это действительно так. Ругая ЕР, нельзя забывать о том, что остальные партии — по крайней мере, крупные — устроены по тому же принципу. Единовластный вождь, всевластие парт.бюрократии, гонения на несогласных и т. п.
Так сегодня я прочел на «Фонтанке» очень интересное интервью с другим Резником, Максимом – бывшим главой питерского отделения «Яблока», на днях исключенным из партии. Вот характерная цитата из этого интервью:
«Для меня эта секта Явлинского закончена. Считаю, что то, что произошло, последняя точка. С этой организацией я буду бороться не потому, что это моя какая-то личная месть. Для меня облегчение большое, что все это произошло. Почему? Они опаснее, чем «Единая Россия». Эти-то откровенные мерзавцы, а эти ж про демократию что-то рассказывают».
Я почти не знаком лично с Максимом Резником. Так, виделись один раз на организованных мной дебатах. Однако, конечно, наслышан о его деятельности. И при всех наших с ним политических разногласиях не могу не признать, что это сильный, самостоятельный политик, которого уже сейчас хорошо знают в городе. Уверен, что исключение из «Яблока» станет проблемой не для него, а для «Яблока». Партии, которая имела все шансы на то, чтобы стать реальной демократической альтернативой существующему порядку вещей.
Вспомните: в начале путинского правления у «Яблока» было всё: стабильные 7-10% всегда голосующих только за партию Явлинского, известность на Западе, «незапятнанная» репутация и даже, по слухам, симпатии лично Путина. Однако за эти годы партия прошляпила все возможности, растеряла существующий электорат, отпугнула потенциальный и уже практически растворилась среди десятков других структур, типа «Демвыбор», «РПР-Парнас», «Гражданская платформа», «Гражданское действие» и т.п.
А причина одна: личные амбиции лидера партии, Григория Явлинского, не готового терпеть рядом с собой ни одного хоть сколько-нибудь самостоятельного и яркого политика. Поэтому из «Яблока» планомерно исключают всех, кто идёт против партийной линии Георгия Алексеевича или может составить ему конкуренцию в руководящих органах.

И это, конечно, относится не только к «Яблоку». То же самое — даже в ещё больших масштабах происходит в ЛДПР — партии Жириновского, его охранников и водителей. Почти то же самое — в КПРФ, где Зюганов с искусством старого партаппаратчика гасит любые проявления свежей мысли. В СР культ личности Миронова чуть-чуть меньше, но ненамного — не случайно с такой лёгкостью лишился мандата Гудков, начавший самостоятельную политическую деятельность. И так далее.
В каком-то смысле в ЕР в этом плане даже свободное — и моя собственная судьба тому примером: в отличие от Резника-Навального-Яшина и т. д. меня из партии всё же не исключили, только с поста сняли. Хотя, конечно, реальной партийной жизнью и у нас не пахнет.
В чём здесь проблема? Почему у нас за 20 лет так и не появилось нормальных партий? Особенности ментальности? Политической культуры? Психологии? Ответов может быть много. Однако то, что партий в классическом понимании слова в России так до сих пор и нет — факт. Есть только клубы поклонников того или иного вождя. Поэтому я и не хочу менять шило на мыло.
|
</> |