Михаил Михайлович ГРОМОВ
kot-or-osl — 24.02.2016
Лётные лики
Михаил Михайлович ГРОМОВ -
советский лётчик и военачальник, заслуженный лётчик СССР (1925),
лётчик-испытатель 1-го класса (1940). Генерал-полковник авиации
(1944). Спортсмен, заслуженный мастер спорта (1969). Профессор
(1937). Герой Советского Союза (1934).
Родился 12/24 февраля
1899-го в Твери. Окончил Московское реальное училище. С 1910-го
занимался авиамоделизмом. С 1916-м учился в Императорском высшем
техническом училище (ныне - МВТУ). В 1917-м окончил авиационные
теоретические курсы Н.Е. Жуковского при ВТУ.
В армии с 1917-го. В 1918-м окончил
Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором.
Участник гражданской войны: в ноябре 1919-1920-го - лётчик
29-го разведывательного авиаотряда (Восточный фронт), лётчик 2-го
авиакрыла Приуральского сектора войск внутренней охраны; летал на
разведку, разбрасывал листовки-воззвания.
В 1920 - 1922-м - лётчик-инструктор
Московской авиашколы, в 1922 - 1924 - начальник отделения боевого
применения 1-й Высшей авиашколы в Москве. В 1924-м был
прикомандирован в качестве лётчика-инструктора и командира отряда к
Серпуховской высшей школе воздушного боя, стрельбы и
бомбометания.
В 1923 становится чемпионом СССР по
тяжёлой атлетике в тяжёлом весе.
С июня 1924-го -
лётчик-испытатель Научно-опытного аэродрома (НИИ ВВС). Поднял в
небо и провёл испытания У-2, И-3, И-4.
Провёл государственные
испытания Р-3, И-1, ТБ-1.
23 июня 1927-го при
испытаниях И-1 на штопор впервые в стране выполнил вынужденный
прыжок с парашютом из самолёта.
Выполнил ряд дальних
перелётов:
10 июня - 13 июля 1925-го на
Р-1 с бортмехаником Е.В. Родзевичем участвовал в групповом перелёте
Москва - Пекин. Пройдено расстояние 6476 км за 52 лётных часа.
30 августа - 2 сентября 1925-го на Р-1 с бортмехаником Е.В.
Родзевичем совершил перелёт Пекин - Токио.
31 августа - 2 сентября
1926-го на АНТ-3 Пролетарий с бортмехаником Е.В. Родзевичем
совершил круговой перелёт Москва - Кёнигсберг - Берлин - Париж -
Рим - Вена - Варшава - Москва. Пройдено 7150 км за 34 часа 15 минут
лётного времени.
10 июля - 8 августа 1929-го
на АНТ-9 Крылья Советов с бортмехаником В.П. Русаковым совершил
круговой перелёт Москва - Берлин - Париж - Рим - Марсель - Невер -
Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Москва. Пройдено расстояние
9037 км за 53 часа лётного времени.
С апреля 1930-го -
лётчик-испытатель и командир авиаотряда ЦАГИ. Поднял в небо и
провёл испытания практически всех самолётов ОКБ Туполева, созданных
в 1930-х годах - пассажирских АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 Максим Горький,
АНТ-35, разведчиков Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-3, ТБ-4, АНТ-42
(Пе-8), а также ряда опытных самолётов - АНТ-13, АНТ-25, БОК-15 и
других.
12 - 15 сентября 1934-го на
АНТ-25 (второй пилот - А.И. Филин, штурман - И.Т. Спирин) совершил
длительный полёт продолжительностью 75 часов, во время которого
достигнута рекордная дальность полёта самолёта - 12411
км.
За выполнение полёта и
проявленные при этом мужество и героизм 28.09.1934-го присвоено
звание Героя Советского Союза.
12 - 14 июля 1937-го на
АНТ-25 (второй пилот - А.Б. Юмашев, штурман - С.А. Данилин)
совершил беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс -
Сан-Джасинто (США) протяжённостью 10.148 км по прямой (полётное
время - 62 часа 17 минут). Были установлены три мировых
авиационных рекорда дальности полёта. Весь экипаж (первыми среди
отечественных авиаторов) был удостоен медалей графа Анри де Лаво
(награды ФАИ).
В 1940-1941 - начальник Научно-технической группы НКАП. С
марта 1941 - начальник Лётно-исследовательского института (первый
его руководитель). В августе - декабре 1941-го находился в
правительственной командировке в США по вопросу приобретения
американских самолётов.
Участник Великой Отечественной: с декабря 1941-го - командир
31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт); с февраля 1942-го -
командующий ВВС Калининского фронта. В мае 1942-го - мае 1943-го -
командующий 3-й воздушной армией, созданной на базе ВВС
Калининского фронта. С мая 1943-го - командующий 1-й воздушной
армией. С июня 1944-го - начальник Главного Управления боевой
подготовки фронтовой авиации ВВС.
В 1946 - 1949-х - заместитель
командующего Дальней авиацией. В 1949 - 1954-х - начальник
Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности, в
1954-1955-х - начальник отдела лётной службы Министерства
авиапромышленности. С 1955 - в запасе.
В 1959 - 1961-х -
председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР.
Жил в Москве. Умер 22 января
1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его имя носит
Лётно-исследовательский институт в Жуковском, на территории
которого установлен его бюст. Его именем названа улица в Москве и
площадь в Жуковском.
Ил-96-300 RA-96015 Аэрофлота носит имя М.
Громова. Автор нескольких книг.
Награждён четырьмя
орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами
Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Отечественной
войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями,
иностранными наградами. Удостоен награды ФАИ - медали де Лаво
(1937).