
Мы только гайки великой спайки

Ташкент. 1925 г.

Внесу свой маленький вклад в дело публикации исторических фотодокументов. Нашёл редкое фото агитбригады Ташкентского совета профсоюзов с трогательной подписью:
ВСЯКИЙ НОВОГО БЫТА КРУЖОК ЕСТЬ К ВСЕМИРНОЙ КОММУНЕ ПРЫЖОК
На обратной стороне картона читаем:
Эське-чумазой!
Без пяти минут жене — помни о «муже» синеблузнике коллектива ТашОСПС.
фотография 1925.
Ташкент 12/IX — 27 г.

Дальнейших сведений и материалов к этому фото не имею. Можно предположить, что Эська — Эсфирь, а единственный юноша из группы, смотрящий в объектив — и есть автор-даритель портрета.
В СССР существовало порядка 7000 коллективов «Синей блузы» — молодёжных агитбригад, обычно на базе профсоюзных организаций.

Фото- и печатных материалов по теме — великое множество, издавались также специальные журналы с текстами, советами, агитационными материалами. Читатель может сам найти их и полюбоваться на молодёжь 1920-х.

Откуда такое название у этого агитпропного движения? От «blue collar», "синего воротничка" — устойчивого термина у капиталистов для обозначения работников ручного труда. Думаю, многие видели популярный американский агитплакат времён Второй мировой войны с классической синеблузницей:

Ну а поскольку идея мировой революции ещё не потеряла своей актуальности, и пролетарии всех стран неизбежно, как учила теория, должны были объединиться, то и символика должна была быть интернациональной.
Хотя в самой Советской России комбинезонов и рубашек преобладающего синего цвета рабочие не носили, и синеблузниками величали исключительно самодеятельных артистов. Их прозодежда — синий верх, чёрный низ.

Собственно, «Синяя блуза» — это живгаз, то есть живая газета. Пока не завершилась компания по ликвидации неграмотности, эта активная форма пропаганды, лежащая на грани между агитацией, эстрадой, театрализованными празднествами и цирком, была доступна массам и привлекала новизной.
Новости и лозунги, политинформация о задачах текущего момента, фельетоны и сценки на злобу дня и местных реалий, стихи и частушки, песни, танцевальные и акробатические номера, клоунада — разнообразие жанров и выразительных средств делали представления популярными у зрителей и интересными для самих участников группы. Единственным условием была подача материала под правильным идеологическим соусом. О котором заботился Ося Брик до 1932 года, когда соус подкис, и повара, норовившие раздуть под кастрюлей мировой революционный костёр, отправились по казённым квартирам и в изгнание.
Мы синеблузники, мы профсоюзники,
Мы не баяны-соловьи —
Мы только гайки в великой спайке
Одной трудящейся семьи…»
(Гимн синеблузников)

Ниже приведём небольшую подборку разных фотографий, журнальных обложек, иллюстраций, а также текстов, чтобы читатель оценил стиль и творческий подход.
«Мы пришли вам рассказать,
рассказать, рассказать,
Что вы все должны узнать,
должны узнать.
Да. Из нашей газеты, живой газеты,
живой газеты
Все, что творится на белом свете,
Должны узнать вы обо всем!»

«1-й: О международном положении и о профдвижении.
2-й: О новом быте и о злой волоките.
3-й: О советской платформе и о денежной реформе.
1. Памяти вождя



2. Марксистская любовь
Вступление
Вот любовь — простая, случайная.
Не трудно ее описать пером.
На улице как-то нечаянно
Познакомился с девушкой «Моссельпром».
Торговала она папиросами:
«Дюбеком», «Явой», «Мурсал».
Ветер играл ее косами,
По плечам волной рассыпал.
Подошел к ней, спросил пачку,
Перекинулся к делу словцом.
Рассмеялась, отсчитывая сдачу,
Ласково посмотрела в лицо.
«Как зовут вас» — спрашиваю.
— «Маней».
Снова смехом играют глаза.
«Можно мне познакомиться с вами?»...
Смеется тихо — «Нельзя».
«Коль нельзя, так, значит, можно...
Маня, глаза у вас — васильки...
Я, как и вы — пролетарий,
Такой же как вы — КИМ!..»
Она.
Строить мир будем вместе с Федюхою,
Рука об руку в общей борьбе.
На работушке день пробухаем,
Вечерочек возьмем лишь себе.
Вместе.
Вот любовь простая, случайная,
Описать нам нетрудно пером.
Комсомолочку я нечаянно
Полюбил всем партийным нутром.

3. Цеховые посты синеблузников сообщают…
В Миассе «Синяя блуза» возникла на базе молодёжного театрализованного коллектива при клубе напилочного завода «Смычка» и очень быстро стала популярной.

Миасс, жди живгаз!
Придём 22-го вечером.
Каждый сознательный рабочий,
Вали смотреть живгаз –
Будет интересно очень.
Тащишь персону свою –
Тащи с собой семью.
У живгаза глаза прожектора –
Не пощадят ни мастера, ни директора.

4. Физкульт-песни


5. Европа вся в истерике, взяла неверный тон...
А вот в текстах агиток по международному положению с 1920-х годов почти ничего менять не надо, разве что пару фамилий — и вставляй хоть в политсрачи, хоть в аналитические педерачи.



Весь агитматериал и сегодня рабочий. Только красные звёзды потребуется заменить на новую символику, с которой пока толком не определились.
Ну что же, пока хватит весёлых сценариев. Любопытный читатель сам отыщет их, хоть у Маяковского, хоть у Ардова, хоть у Шаламова.
Вот о ком хотелось бы ещё написать — так это о деревенских агитколлективах: кружках «Красная рубаха», «Красная пестрядь» и пр. Ждём, пока попадётся эпистолярный или фотоматериал.
Ведь о колхозно-совхозных театрах и странной биографии актрисы Лидии Фёдоровны получился недавно интересный рассказ.
Так что до новых встреч и спасибо за внимание!
