Мы точно знаем как все было!


Интернет слегка забурлил по поводу забастовки сотрудников Wildberries и закрытия, якобы очень многих Пунктов Выдачи Заказов этого монстра дистанционной торговли. С одной стороны несутся проклятия «империалистам, ничего не желающим знать, кроме своей выгоды», с другой — молчаливое и решительное отключение от системы заказов и такое молчаливое списание круглых сумм в виде штрафов. А те же, кто заказал что-то и с нетерпением ждет посылочку, целует закрытую дверь ПВЗ и офигевает...
В свое время много лет я проработала в крупном российском фармдистрибьюторе СИА Интернейшнл. И была у нас такая история...
Заказ аптеки чаще всего — достаточно длинный список препаратов, самых разных, список этот может быть на десятки наименований что-то вроде: «3 упаковки этой мази, 2 упаковки таких таблеток, 10 штук сяких, 5 флаконов того, 20 тюбиков сего, коробка прокладок...и тд». Заведующая аптеки вечером смотрит что они продали, что рассчитывают продать на следующий день, формирует такой список, рассылает по дистрибьюторам, заказы подаются на склад и там ночью по такому списку сотрудники склада собирают заказанный товар в коробки, грузят в машины, с утра развозят...Наверняка примерно везде одно и то же. Ну и, конечно, всякое бывает...Сборщики склада, как правило, не провизоры и даже не фармацевты, они, как и все, могут ошибаться, что-то положили не то, что-то не положили вообще (не нашел, спрашивать нехота было, упустил из виду, забыл), а что-то когда-то на складе же было вскрыто и испорчено или использовано по назначению. В аптеке разбирают коробки и обнаруживают непорядок, конечно же, выставляют претензию — мол, у нас пересортица/недостача/брак, нужное подчеркнуть. И что нам делать? Клиент всегда прав!
Со временем СИА выстроила новый современный склад полуавтоматической сборки заказов — с отдельными зонами коробочного хранения, со сборкой по штрихкодам, ну и, разумеется, с камерами-камерами-камерами...Ведь убытки от усушки-утруски складываются в весьма внушительные потери. Казалось бы — ну, заболела у сотрудника голова, пошел на склад, вытащил таблетку из упаковки и сожрал ее, остальное сунул назад — пустяки же? В общем, зажили мы теперь по новому — при поступлении каждой претензии от клиента склад начал просматривать видеозапись сборки каждой конкретной коробки. Я, как работающая непосредственно с клиентами, тоже ходила смотреть такие записи особенно поперву — во-первых, было ужасно интересно, как это все работает. Во вторых, моим клиентам было спокойнее, если я могла им сказать: «Я лично видела, как вот этот препарат кладут в коробку. Вот прямо берут три пачки, стягивают их резинкой, и кладут — между двадцатью анальгинами и коробкой с ампульным пиридоксином», к примеру. Особенно было забавно, когда выяснилось, что часть недостач происходит из-за того, что сотрудники аптеки плохо просматривают бумажную стружку, которую кладут для предотвращения боя. И выбрасывают коробку прямо с «недостачей». Еще — пачки лекарств очень «любили» прятаться под клапан коробки на дне...Постепенно все привыкли к тому, что коробку не нужно выбрасывать сразу — это раз, во-вторых, из коробки нужно вытащить все и ее, пустую, сложить. Ну и, я так понимаю, потери от претензий существенно сократились. Ну и пересортицы, конечно, стало меньше — благодаря сборке по штрих-коду. А то мы раньше шутили — клиенты сами виноваты, зачем они заказывают препараты с созвучными названиями? По большому счету, сборщику вообще без разницы, гидроксизин это или гидролазин...
В наше время, я так думаю, никаких проблем с камерами на складах ритейлера нет, там наверняка все ими увешано. Но, скорее всего, морочиться со штучными просмотрами никто не хочет. Ведь Wildberries — один из монополистов, что хочет, то и творит. Наверняка складские потери огромны — работникам платят мало, у них невысокая квалификация, это, возможно, люди, работающие вахтами, приезжающие и живущие в Области в общежитиях, им не до культуры производства. Текучка, небось, во всяком случае, по слухам. И Wildberries вполне можно понять — что-то стырили, что-то сломали, что-то разукомплектовали, а кто будет за это все платить при таких объемах? Сначала, помнится, взялись за оптимизацию логистики — за возвраты, когда покупатель заказывает примерить вещь в нескольких размерах, а после примерки не выкупает, например, оплату возвратов переложили на плечи всех покупателей независимо от причины возвратов. Ну а теперь за брак, пересортицу или недостачу заставляют платить ПВЗ. ПВЗ эти, я так понимаю, не принадлежат Wildberries, это отдельные бизнесы — человек арендует и оборудует помещание и заключает договор с Wildberries о том, что он будет работать как их ПВЗ. А уж что там написано в договорах этих по поводу штрафов — неясно...Но, судя по скринам, выложенным в Интернет, штрафы неслабые — десятки тысяч. Разумеется, когда ты рассчитывал получить от Wildberries полмиллиона и выплатить своим сотрудникам зарплату, сумма минус 100тыс. на балансе за какие-то невнятные (со слов тех же сотрудников) возвраты владельца ПВЗ, мягко говоря, расхолаживает. От Wildberries ответ один — подавайте в суд. Владельцы ПВЗ пока пошли по другому пути — просто закрывают свои пункты и поднимают шум в Сети, призывая бойкотировать Wildberries. А ведь наверняка есть и такие ПВЗ, в которых и впрямь с заказами творились «чудеса в решете», примерно такие же, как с ценными посылками в Почте России. Но, похоже, отвечают, как водится, те, кто ни при чем, потому что не царское это дело разбираться, не Wildberriesу же...
Честно говоря, у меня лично весьма скептическое отношение к судам против Wildberries. Но — кто знает. Как думаете, кто тут прав, кто виноват, и победит ли культура бизнес-отношений — выявление истины через суд?