«Мы просто сидели без выручки». Как книжные магазины и издательства пережили
bookmatejournal — 01.04.2021Ровно год назад мы уже рассказывали, как поменялась работа книжных магазинов и издательств после введения режима самоизоляции из-за COVID-19. Сегодня мы вновь опросили наших героев о том, как они выжили в 2020-м и чему их научил этот непростой период.
Наталия Платонова, соосновательница независимого детского книжного «Маршак»
За год в работе нашего магазина поменялось очень многое. Самоизоляция и закрытие на два месяца офлайн-магазина стало своеобразным толчком: мы открыли интернет-магазин и образовательные курсы, придумали бренд одежды и выпустили осенне-зимнюю коллекцию. Еще запустили свой рекорд-лейбл, в рамках которого стартовал проект «Турбина», где инди-музыканты пишут музыку на тексты, написанные детьми. Получается что-то фантастическое: у нас уже, например, вышли синглы с группами «Хадн дадн» и «Комсомольск». Кроме этого, в конце 2020 года мы провели успешную акцию с благотворительным фондом имени Андрея Рылькова (организация признана иностранным агентом — Прим. ред.).
Поменялся и состав команды. Одна из соосновательниц магазина приняла решение выйти из проекта, но с карантином это не связано. В свою очередь, к нам присоединилось еще три человека, которые помогают нам развиваться. В целом, если сравнивать прибыль с прошлым годом, мы выросли, что не может не радовать.
Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»
Удивительно осознавать, что прошел уже год с прихода коронавируса. Мы и до этого привыкли к домашней работе, поэтому уже к лету перестроились на новый режим, — хотя и раньше с технической точки зрения у нас все было на хорошем уровне. Еще усилили работу с онлайн-каналами, и это позволило нам отчасти компенсировать выпадение всей розницы в апреле-июне. Сейчас все чаще появляемся в офисе, многие сотрудники, включая меня, вакцинировались.
В конце весны опасались, что кризис повлияет на выпуск книг, однако к лету полностью вошли в обычный ритм и даже смогли за пять месяцев подготовить к изданию мемуары Оливера Стоуна. План года мы в итоге выполнили, а по обороту приросли на 8%, что очень даже хорошо в такой непростой год. Заметно вырос спрос на инвестиционные книги — и в ближайшие месяцы мы порадуем читателей тремя сильными книгами на эту тему. К концу года удалось сделать две мощные, давно ожидаемые книги — «Ясно, понятно» Максима Ильяхова и «Все свободны» Михаила Зыгаря.
Важным шагом стал запуск нового межиздательского направления «Альпина.Проза», которое началось с авторской серии Алексея Иванова и нового перевода романа «1984» Джорджа Оруэлла. Нам интересны лучшие образцы российской и зарубежной прозы — как самые яркие новинки, так и проверенная временем классика в новых оформлениях и переводах. В рамках бренда «Альпина.Проза» уже в этом году выйдет новый перевод «Процесса» Франца Кафки, новый роман Александра Иличевского, переиздание главных романов Юрия Мамлеева.
Рамиль Фасхутдинов, главный редактор издательства «Бомбора»
Ситуацию прошедшего года я бы разделил на несколько частей. Первая — апрель-май 2020 года, жесткий локдаун. Никто не знал, как это будет. Мы сильно испугались за бизнес: у нас были закрыты магазины, склад, и мы просто сидели без выручки. Дальше началась череда неплатежей, закрытий. Апрель для бизнеса выдался страшный. В мае становилось понятнее, как теперь выстраивать работу, все потихоньку оживало.
В апреле все ушли на локдаун с мыслью: «Сейчас мы за две недели прокачаемся».
Был большой всплеск интереса к саморазвитию, к книгам о том, как сидеть дома с детьми. Когда разрешили прогулки с собаками, все решили завести собак. Все считали, что это продлится недолго. И когда первый локдаун закончился, мы выдохнули и подумали, что все прошло гораздо быстрее, чем ожидалось.
Было страшно столкнуться со второй волной, с октября по середину декабря. Если за второй квартал мы упали примерно на 35%, то к концу года ждали роста, надеялись на возвращение темпов продаж. Но в итоге увидели, что наши важные новинки не находили места на рынке. Всех снова попросили сидеть дома, закрыли учебные заведения. Как итог — меньше людей в центре, меньше покупок, а главное — непонимание, когда это закончится.
Все осознали, что коронавирус не побежден и теперь вообще непонятно, когда эта штука исчезнет из нашей жизни.
Этот пессимизм затолкал нас в состояние полной усталости: «Я не понимаю, зачем мне развиваться, если я все равно сижу дома и вообще не знаю, будет ли у меня завтра работа». Это, конечно, сильно сказалось и на продажах.
Что-то изменилось только к середине декабря. Люди вернулись в магазины и начали покупать подарки к Новому году. Если в октябре-ноябре мы считали, что все потеряно, то в середине декабря увидели возвращение людей в офисы. Люди тоже увидели изменения и, как следствие, сами захотели изменений. И это вызвало всплеск интереса к саморазвитию, к психологии, к искусству. А еще стало видно, что люди соскучились по развлечениям. И сейчас, в отличие от апреля прошлого года, входим в межсезонье с безумно позитивным настроем. По отношению к прошлому февралю-марту мы растем примерно на 5%.
Я очень надеюсь, что больше не будет локдаунов, серьезных ограничений. Так или иначе, мы научились жить с вирусом, придумали вакцину и можем сейчас все перезапустить. А наши книги часто являются отражением того, что творится в стране. Прикладная литература — это отражение того, что интересно людям. Если изменились люди, то и наш продукт должен измениться.
Поэтому у нас стало больше диджитал-решений, мы стараемся больше автоматизировать процессы и много внимания уделяем эффективности: больше данных, цифр, инструментов.
Сложнее всего в прошлом году было работать с командой. Это серьезный вызов, когда у тебя много людей, которые столкнулись с разными проблемами. Кого-то нужно было поддержать, кого-то замотивировать. Скажу честно, не всех сотрудников мы смогли удержать, и для нас это самая большая потеря. В остальном же состояние дел сейчас стабильное. В марте прошлого года мы были напуганы, а сейчас смотрим вперед с позитивом.
Алексей Докучаев, генеральный директор издательств Individuum и Popcorn Books
Сейчас, наверное, имеет смысл говорить о том, чему книжный рынок научился за карантинный год. Научился он, мне кажется, многому, и мы не исключение. Мы стали уделять еще больше внимания цифровым продажам, интернет-магазин наших издательств за этот год вырос больше чем в пять раз, мы запустили производство аудиокниг: уже сейчас большую часть нашего каталога можно послушать на Букмейте. Поскольку этот канал резко вырос в пандемию, мы даже провели на Букмейте несколько премьер своих новинок.
Внутри компании тоже произошли приятные, на мой взгляд, изменения. Мы научились работать удаленно, стали лучше работать с медиаплощадками и социальными сетями, научились проводить презентации книг и встречи с авторами онлайн на разных платформах. Сейчас мы вместе с рынком начинаем восстанавливаться после кризиса, будем наращивать каталог, постепенно увеличиваем тиражи, поскольку видим рост интереса аудитории, только что участвовали в ярмарке non/fiction. Было невероятно радостно, наконец, увидеть живых людей, которым нравится то, что мы делаем. Я очень надеюсь, что за этот тяжелый год мы научились чуть лучше понимать свою аудиторию, и это поможет книжному рынку быстро восстановиться, стать современнее и цивилизованнее.
Сергей Пархоменко, сооснователь магазина «Пархоменко»
В лучшую сторону по сравнению с прошлым годом изменился лично наш с женой эмоциональный фон. Мы совсем молодые предприниматели, для нас это был первый серьезный кризис. Зато появились скиллы, которые помогают более уверенно смотреть в будущее.
Плюс ко всему наш магазин не так давно переехал с Бутырского Вала на «Павелецкую». Это было отголоском всего того, что случилось за год. В сентябре в Москве ввели как будто неофициальный, но на самом деле вполне официальный запрет на посещение офисов. Мы сильно зависели от этих людей, потому что Бутырский Вал — не самое популярное место для прогулок. Нас всегда выручали ребята, которые работают рядом, а когда их посадили на самоизоляцию, стало совсем тоскливо. Так совпало, что нам до конца января надо было определиться: совсем закрываться или реорганизовываться и переезжать. Мы нашли помещение, скооперировались с начинающим предпринимателем и сейчас делим территорию с его кофейней, чему несказанно рады. Нашли выход из положения.
В кризисе спасало общение с людьми, которые к нам приходили. Через социальные сети мы держали связь с покупателями еще во время первого локдауна. Находили пути, развозили заказы. Во время второго локдауна с сентября, когда многих посадили на удаленку, сработало все то же самое.
Люди, которые на нас подписаны в Instagram, Facebook, очень поддерживали нас прежде всего заказами, за что им отдельное спасибо. Мы выжили только благодаря им.
Сейчас по сравнению с мартом прошлого года состояние более стабильное. Тогда все мы понимали, что будет закрытие — ждали, когда это произойдет. Было совсем плохо: никого официально не закрывали, мы продолжали работать и фактически не могли ничего с этим поделать. Заведения были открыты, а людей не было. Мы должны были платить аренду, но никаких рычагов для разговоров с арендодателем не было. К сожалению, город очень долго принимал решение, и это подкосило многих. Сейчас часть ограничений уже снята, и мы надеемся, что все нормализуется: многое стало попроще хотя бы с появлением вакцинации. Сегодня предпосылок к подвешенному состоянию уже нет.
Иван Чернявский, сооснователь сети магазинов комиксов «Чук и Гик»
В сравнении с прошлым мартом посещаемость однозначно снизилась. В 2020-м было ощутимое падение посещаемости физических магазинов по сравнению с показателями 2019 года, общая выручка «Чука и Гика» упала на 16%. В нашем прошлом разговоре я упоминал, что мы рассматриваем возможность закрытия одного из магазинов — так и случилось, в январе его пришлось закрыть.
Онлайн-продажи, наоборот, показали сильный рост. Теперь весь онлайн можно сравнить по оборотам с одной нашей розничной точкой, такого раньше не было.
Не могу сказать, что для выхода из кризисного положения мы придумали что-то новое, сенсационное. Мы взяли уже существовавшие решения и масштабировали их. Во-первых, в индустрии комиксов в начале прошлого года сильно выросла роль предварительных заказов. Раньше это была локальная штука, а сейчас многие издательства начали открывать в комикс-магазинах предварительные заказы с какими-то бонусами и спецценами. Так людей приучают к тому, чтобы покупать заранее. Честно скажу, не во всех случаях это работает хорошо. У нас на сайте очень давно был раздел предзаказов, но в прошлые годы мы его часто скрывали, потому что он был пустым. Начиная с пандемических месяцев он не пустует никогда. Это тоже впервые в нашей истории.
Второй момент, специфичный для комикс-индустрии, — практика эксклюзивных изданий с разными обложками. У таких изданий обычно очень маленький тираж, это коллекционная история, которая обычно практикуется на фестивалях. Но фестивалей в том году не было, а договоренности с правообладателями на эксклюзивные издания были, бюджет был заложен. В итоге мы начали выдавать коллекционные серии не на мероприятиях, а в ретейле. В 2019 году у меня была теория, что коллекционные обложки изжили себя. Я заметил, что они перестали пользоваться популярностью, казалось, что осталась очень маленькая группа коллекционеров. Но в результате за 2020-й год они обрели вторую жизнь.
Еще за год мы сделали две крупные акции. Для фестиваля Comic Con Russia, который в 2020-м ушел в онлайн, мы договорились с издателями комиксов и подготовили свой мерч. В выходные, когда проходил конвент, устроили массивный старт продаж коллекционных изданий, запустили предзаказ на новинки, сделали спеццены. Это был очень мощный, удачный по продажам уик-энд — даже несмотря на то что саму трансляцию Comic Con Russia смотрело не так много людей. В день рождения нашего магазина (8 декабря нам исполнилось десять лет) мы, к сожалению, не смогли сделать большую офлайн-ярмарку с концертом, как планировали. Но весь декабрь выпускали эксклюзивы издательств, запустили свой мерч, и это тоже дало ощутимый рост продаж.
В прошлом марте я очень плохо понимал, что будет дальше. Или мне казалось, что я понимал, а в итоге за неделю ситуация менялась. В какой-то момент я реально думал перестать давать комментарии прессе — я что-то говорил, а через неделю все менялось.
Сейчас посетителей в будни в физических магазинах очень мало. Очевидно, есть большой сегмент людей, которые не вернулись к своим допандемийным привычкам случайных прогулок и покупок. Это все усложняет: аренда индексируется каждый год в сторону повышения, и с этим пока ничего не поделаешь.
Мы пробуем себя в маркетплейсах, чего мне, честно сказать, делать совсем не хочется — это не та идеология, которую мы задумывали при создании магазина. Но думаем, что лучше будем пытаться уводить покупателя, который не добрался до нас в офлайне, в наш же онлайн.
Онлайн-каналы будем усиливать, редизайнить интернет-магазин. Попытаемся ориентироваться на более молодое поколение читателей, чем те, кто ходил к нам в первое десятилетие. Будем смотреть и думать, как закрепиться в сознании более молодых читателей, которые любят комикс-блогеров, мангу. К сожалению, у предыдущего поколения наших покупателей уже либо другие интересы, либо появляются ограничения по бюджету. Мы видим, что комиксы, ориентированные на более прошаренную аудиторию, пользуются очень маленьким спросом. Поэтому наша задача — омолодить себя.
Похоже, мы не вернемся к ситуации, когда интернет-магазин был дополнением к нашей основной деятельности. Теперь это ключевая составляющая всего «Чука и Гика».