
Мы проигрываем войну за Байкал


У нас прямо под носом творится тотальная жесть. Не иго, но монголы определенно гадят.
Всемирный банк очень хочет заработать на строительстве монгольской ГЭС, поэтому под предлогом "отпусков" забил на мнение населения вокруг Байкала. А оно против строительства станции, которая может нанести непоправимый вред озеру. В самом плохом варианте это может привести к экологической катастрофе.
Монголия (уже лет эдак 5) хочет построить ГЭС в бассейне реки Селенги, которая протекает по территориям России и Монголии и питает озеро Байкал (Селенга - самый крупный приток). Также есть план по строительству водохранилища на реке Орхон с водоотводным каналом в пустыню Гоби. Орхон - это правый приток реки Селенга. Есть еще один проект - строительство ГЭС на реке Эгийн-гол, это левый приток реки Селенга, который вытекает из озера Хубсугул.
(Орхонское водохранилище строится для того, чтобы "воду безвозвратно отводить в пустыню Гоби, т. е. эта вода уже не будет питать реку Селенга, а Селенга, соответственно, меньше воды принесет в Байкал", - уверены эксперты).

Сибирские экологи, жители Бурятии и Иркутской области выступают против предполагаемого строительства, так как убеждены, что поиски энергетической независимости Монголии могут обернуться катастрофой для уникального озера, которое и без того испытывает маловодный период. В 2017 году проходили многочисленные общественные слушания, сводящиеся к одному - строить нельзя.
Альтернатива, кстати, есть. Например, существует проект установки в пустыне Гоби солнечных электростанций, при которых генерация электроэнергии может исчисляться гигаваттами. Однако монгольская сторона хочет строить только ГЭС.
В том числе, и региональной власти. На заключительных слушаниях в Улан-Удэ министр природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов "выразил монгольской стороне благодарность за то, что те провели всю процедуру в соответствии с международными стандартами".
"Вопрос этот для РФ очень сложный. Бурятия уже 22 года находится в маловодном периоде, вопрос ГЭС в Монголии не может нас не беспокоить, потому что все последствия маловодного периода мы уже сейчас можем видеть своими глазами - понижение уровня озера Байкал, исчезновение воды в колодце и скважинах у местного населения".
Чтобы лучше понимать ситуацию, поясню. Жителям регионов возле Байкала и так несладко. И если строительство не будет отменено, проблемы возрастут многократно. Речь идет об угрозе всей экосистеме, прыжках температурного режима, наполнении рек и озера зимой и обратном процессе к лету, и еще ряде проблем. То есть министр природных ресурсов намекает на что-то типа: "Ребята, у нас и так ж*па, тут терять нечего".
Естественно, такое отношение не могло не возыметь последствий. Как итог: чиновники в Улан-Баторе и Вашингтоне намеренно отказываются от проведения полномасштабного общественного обсуждения проекта технического задания.
Если вкратце, на мнение людей (на рыбу для рыбаков, воду в колодцах для деревень) положили большой такой болт. Под благодарности от министерства природных ресурсов.
Помимо острейшего вопроса экологии, есть и второй момент. По сути, Всемирный банк сам частично спонсирует проект и ищет инвесторов для того, чтобы Монголия даже со скидками не покупала российский газ. Первый же проект ГЭС, реклама которого (как пишут в СМИ) в самой Монголии достигла огромных масштабов, для инвесторов будет исключительно убыточным. Но убить лучшее озеро в мире и "наложить под дверь" российскому экспорту газа - это, видимо, святое.
Почему не бьют тревогу природоохранники по всему миру? Почему ЮНЕСКО лишь пассивно поддерживает жителей Байкала?
Эти вопросы, пожалуй, стоит задать всем этим "защитным" организациям. И заглянуть в их финансовые документы. Я не проверял, но есть подозрения, что они не будут работать против своих спонсоров.
ПОДПИСЫВАЙСЯ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ здесь
|
</> |
