Ми, браття, козацького роду


Неожиданно для меня, автора малоизвестного, моя последняя статья «Про потаённые страницы истории Руси: храмы Суздальской земли» https://alexa-bell.livejournal.com/179416.html попала в ТОП и продержалась там трое суток. В свою очередь это послужило казусом для появления среди комментаторов в роли самодеятельного инквизитора какого-то украинского чумака. Кстати, чумак это его фамилия. Не обладая ничем достойным, кроме дремучего невежества, он раз за разом задавал один и тот же вопрос: «Какое отношение имеет к Руси Суздальская земля, если Русь это Украина и только Украина?»
А после того, как его аргументация перешла в плоскость: финно-угры, мокша и лапти, и всё это вместе и разом применительно не только лично ко мне, но и к России в целом, я вспомнил мудрый совет из седьмой главы «Евангелия от Матфея», где в Нагорной проповеди Иисуса Христа сказано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас». Вняв правоту этой мудрости, я прекратил столь плодотворную «научную» дискуссию самым безжалостным образом – удалив её напрочь из комментариев, не смотря на последовавшие жалобы украинского чумака.
Дискуссию-то я прекратил, но остался без ответа вопрос. Нет, не о том, какое отношение к Руси имеет Суздальская земля, здесь как раз для меня ответ однозначный: именно здесь, в этом месте историческая Русь заложила прочный фундамент, на котором последующие поколения построили государство, ныне называемое Россией. Мой же вопрос есть лишь переиначенный в противоположном направлении вопрос украинского чумака: «Какое отношение имеет к Руси Украина?» По-моему, ответ на него будет одновременно и ответом по поводу Суздальской Руси. Получится почти по пословице: одним выстрелом двух зайцев убить. Ну, что? По какому следу пойдём? По украинскому? Давайте, посмотрим, куда он нас выведет? На Киев или уведёт куда-то в сторону?
И так, коль собрался я тропить украинский след, то будет правильным за точку, линию или место старта взять современную Украину – незалежное государство со столицей Киевом. Я думаю, что ни у кого пока возражений нет. В качестве первого следа я бы взял что-нибудь официальное, от чего можно оттолкнуться, отправляясь на поиски Руси на (в) Украине. Например, государственный или державний гімн України, точнее, его текст. Сам я до последнего времени знал только четыре слова из первой строки: «Ще не вмерла України…». На этом мои скудные познания и заканчивались. Оказывается его текст был написан ещё осенью 1862 года украинским этнографом, фольклористом и поэтом Павлом Чубинским. Стихотворение так и называлось «Ще не вмерла Україна». Оно было опубликовано во львовском журнале «Мета» («Цель»), № 4 за 1863 год. Напомню, что Львов, основанный Даниилом Галицким в XIII веке, до 1918 года входил в состав Австро-Венгрии.
А вот как выглядит полный текст, нет не стихотворения, а только державного гимна современной Украины:
Ще не вмерла України і слава, і воля,
Ще нам, браття молодії, усміхнеться доля.
Згинуть наші воріженьки, як роса на сонці.
Запануєм i ми, браття, у своїй сторонці.
Душу й тіло ми положим за нашу свободу,
І покажем, що ми, браття, козацького роду.
Оба-на, приехали. Почему вдруг украинцы не славянского, не русского, а козацького роду? Почему, браття, забыли про Русь, если вы действительно Русь? Или всё-таки вы не-Русь? Тогда кто вы?
А не смахнуть ли нам пыль с папирусов, точнее, с тех самых древних летописей, которые якобы на рубеже XI-XII веков писал монах Киево-Печерского монастыря по имени Нестор. Оспаривать не буду, соглашусь в интересах дела и с авторством, и с местом, и с временем написания. Начинается летопись так: « «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская зем[л]я, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Кажется, именно в этой летописи я сейчас и найду ответ на мой вопрос. Я полагал, что мне придётся искать его долго, а он, вот, пожалуйста, чуть ли не на поверхности лежит. Но заглянем в эту «Повесть временных лет». Что она нам может поведать про Киев, про Русь, и, в конечном счёте, про Украину.

Рассказ о разделе земли сыновьями Ноя пропустим по причине давности события. А вот уже интересно. Среди потомков Иафета составитель летописи указывает славян и подробно описывает их расселение по нынешней Восточно-Европейской равнине, уделяя особое внимание племени полян. Летописец подчёркивает мудрость и нравственность полян, на земле которых расположен Киев. Автор подробно повествует как три брата-полянина Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь в стародавние времена основали город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Общепризнано, что Кий — легендарный вождь днепровских полян, первый князь и основатель Киева как города-государства. И так, пока я вижу днепровских полян, основанный полянами их город Киев и первого киевского князя полянина Кия. А где же Русь? Нет пока никакой Руси. Есть ещё древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, словены, дулебы, белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы, а руси всё равно нет.
Как же так? Вот она вся территория нынешней Украины, даже выходит за её пределы, но никакого народа русь или русичи на ней и в помине нет. У меня нет никаких возражений, если кто-то станет утверждать, что все перечисленные народы, начиная полянами и заканчивая тиверцами, явились той этнической субстанцией, из которой на протяжении последующих веков вырос замечательный народ, ныне именуемый украинцами. Но как же тогда быть с Русью? Оказывается, есть таковая, если продолжить чтение летописи. Появляется летописная Русь совсем не в Киеве, а очень даже далеко от него. Не то на территории современной Западной Европы в землях тогдашних венедов, не то в Пруссии (Поруссии), не то по Западной Двине или в устье Немана. В общем, мест, откуда появилась Русь, называется много, но ни разу не упоминается ни Днепр, ни Киев, ни другие места всех этих полян, древлян, дреговичей, радимичей и прочих.

Приходит Русь во главе с князем не то Рюриком, не то Рорегом из незнамых мест (перечень смотри выше) по приглашению ильменских словен и, как утверждает киево-печерский монах летописец Нестор в записи под 862 годом, три родных брата Рюрик, Синеус и Трувор стали править тремя городовыми областями. Синеус сел в Белоозере, Трувор - в Изборске, а Рюрик, по одним данным, поселился в Ладоге, по другим - в Новгороде. Сегодня это Вологодская, Псковская, и если Ладога, то Ленинградская, если Новгород, то Новгородская области современной России. И, простите, где здесь и причём Украина и её поляне-древляне с Киевом? Пока, по-моему, никаких ошибок я не допустил, все факты в соответствии с летописью, составленной не в Москве, а в Киеве. Как видим, пришла летописная Русь и расселась по тем землям и среди народов, которых украинские чумаки именуют финно-угры, мурома, меря и мокша.

Нехорошо как-то даже получилось, проигнорировали полян с их Киевом. А нет! Прошло 20 лет, как пришла Русь на территорию современной России, и под 882 годом летописец записал такой рассказ: Варяг Олег и маленький Игорь, сын Рюрика, во главе великого войска отправились из Новгорода, незамеченными обошли Киев и подошли к Угорскому урочищу. Тут Олег спрятал воинов в ладьях и, выдавая себя за купца, попросил киевских князей Аскольда и Дира встретиться. Когда киевские князья без охраны спустились до Днепра, на них напали воины, выскочившие из укрытия. Перед тем, как дать приказ убить князей, Олег «доказал» Аскольду и Диру свои права на престол, сказав им: «Вы оба не князья, не роду княжего. А я есть роду княжего. — И тут внесли Игоря. — А се — сын Рюриков».
За летописным рассказом стоит настоящий случай — насильственный переход власти в Киеве к новой династии — Рюриковичам. То есть, произошёл далеко не единичный случай, известный как в отечественной истории, так и в мировой. Простой пример, аналогичный киевскому. В 1862 году в Санкт-Петербурге после убийства императора Петра III, на российский престол была возведена немка София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская под именем Екатерины II, но от этого Россия не стала Германией. Швеция не стала Францией, а шведы французами, когда королём Швеции стал гасконец из Франции Жан-Бати́ст Жюль Бернадо́т, впоследствии известный как Карл XIV Ю́хан. А австрийская династия Габсбургов на испанском троне? Почему-то испанцы никогда не претендовали на имя австрийцев или германцев. Так почему вдруг славянское племя полян в один миг превратилось в русичей, только потому, что русич убил князя-полянина и объявил себя князем, а Киев своим столом? Где логика?
|
</> |