Про потаённые страницы истории Руси: храмы Суздальской земли


Я не современен, а потому не употребляю таких наукообразных терминов, как криптоистория, а обхожусь обычными словами родного русского языка. Не криптоистория Руси, а потаённая история Руси, точнее, отдельные потаённые страницы кем-то и зачем-то спрятанные от любопытных глаз и неприятных вопросов. Сам я не историк, просто мне нравится читать книги по истории. Их у меня достаточно много, чтобы их чтением занять свободное время. К тому же они, я имею в виду книги по истории, зачастую представляют собой вполне себе такой занимательный детектив, над которым приходится изрядно поломать голову. Ломаешь, ломаешь, но так разгадки и не находишь. Как в этом, например, случае.
Мне вот что любопытно: орды профессиональных историков в течение двух последних веков - XIX и XX - исписали несметное количество бумаги, выстраивая не то, что непротиворечивую, а прямо-таки лакированную картину русской истории. Однако посмотришь непрофессиональным взглядом со стороны и вдруг увидишь на её гладкой поверхности явную несуразность и задашь сам себе недоумённый вопрос: "Что это?" А ответа нет. Даже в самых-самых научных книгах. Или просто тишина, или наукообразное пустословие, не содержащее внятного объяснения. И по не воле задумаешься: отчего это так? От элементарного невежества пишущих или из желания знающих что-то скрыть?

Любой человек, мало-мальски знакомый с отечественной историей в пределах школьного учебника, знает, что когда-то наряду с Киевской и Новгородской существовала вполне самостоятельная Ростово-Суздальская Русь (Северо-Восточная Русь, Владимиро-СУздальская Русь и т.п.). Её история теряется где-то в глубине веков. Я в эту глубину не полезу, а взгляну на то, что лежит на поверхности. Точнее, даже выше поверхности. Я имею в виду сохранившиеся материальные памятники, которые можно пощупать руками и на которые можно посмотреть глазами - церкви Северо-Восточной Руси так называемого "дотатарского" периода.
Известно, что храмы возводились и возводятся по достаточно жёстким канонам, определяемым исповедуемой религией. Поэтому, не надо даже обладать специальными познаниями, чтобы по внешнему виду, например, отличить русскую православную церковь от польского католического костёла. Но приехав в Суздаль, тот же самый человек неожиданно обнаружит, что самые старые так называемые "дотатарские" православные храмы явно отличаются, как от более современных, так и от древних церквей того же Киева или Новгорода. Как это могло получиться, если общий хор профессиональных историков в один голос поют одну и ту же песню: всю Русь крестил святой князь Владимир Киевский, восприявший сладость христианской веры от православного Царьграда, то бишь Константинополя. Что же тогда получается? Налицо два одновременных канона постройки православных храмов: один для Киева, другой для Суздаля? Но такого не может быть в принципе - это противоречит той самой истории, которая известна нам даже по школьным учебникам.

А может быть я не прав и ничего необычного в древних храмах Суздальской Земли нет, и я напрасно горожу здесь какую-то конспирологию? В поисках ответа я полез в дореволюционный "Энциклопедический словарь "Россия", изданный в Санкт-Петербурге в 1898 году, полагая, что в вопросах веры тогдашние историки ориентировались лучше нынешних. Нашёл раздел XI "Русское искусство. Архитектура, живопись и гравирование". Оказывается, наше отечественное искусство распадается на два периода: древний и новый. Древний - это до Петра I, а новый - с Петра I и до дня составления словаря. Меня интересует, конечно же, древний.
Читаю. Авторы словаря утверждают, что в первый, то есть древний период наше искусство, включая архитектуру, формировалось в основном из византийских заимствований плюс немного Востока, чуть-чуть Запада, а также из народных источников. Что же касается церковной архитектуры, то авторы выделяют целых три направления. Первое - полное заимствование из Византии, характерное для храмов и церквей Киевской земли. Второе - Новгородское, представляющее собой тот же самый Византийский стиль, но с некоторыми отличиями и особенностями. Третье - Суздальское, в котором, цитирую, "явственно видно отражение западного, романского искусства". В другом месте говорится "о сильном романском влиянии".

Странно, где Рим и где Суздаль? Я бы больше поверил, если бы речь вместо Суздаля шла о Новгороде. Но Суздаль? Читаю дальше. Оказывается, в строительстве храмов принимал участие присланный "немецким императором искусный зодчий". Но немецкий император тогда был один единственный - император Священной Римской Империи германской нации. Католический император. Результат помощи "немецкого императора" и сегодня налицо: "Особенно любопытны вырубленные на камне рельефные изображения Христа и святых, фантастических зверей и птиц, растения и пр., покрывающие сплошь верхние части трёх фасадов собора..." и т.д.

Окончательная оценка выглядит так: "Эти изображения имеют в себе мало византийского и представляют, очевидно, немецкую переделку устарелых римских образцов". К тому, что написали авторы энциклопедического словаря я добавлю сведения, взятые из других современных источников. В последующие годы, примерно начиная с XVI века сохранившиеся церкви Суздальской земли подверглись существенной переделке. Во-первых, к ним были пристроены апсиды, которых не было при постройке этих церквей. Апсида – в переводе с латинского, "арка", или "свод". Это полукруглый, прямоугольный или граненый выступ в здании, увеличивающий его пространство. В православных храмах апсиды, как правило, располагаются с восточной стороны и образуют собой алтарь – важнейшую часть церковного здания, где происходит главное церковное Таинство, Евхаристия – пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Во-вторых, внутри церквей были сооружены и установлены иконостасы, для которых пришлось вырубать полости в стенах. То есть, изначально в этих церквах иконостасов не было и они не предусматривались. В-третьих, с внешней стороны стен многих храмов были срублены скульптурные изображения. До наших дней дошло то немногое, что можно увидеть и сегодня.

Я сам ничего не утверждаю. Повторюсь, я не историк и не собираюсь, как говорит народная мудрость, с каким-то там рылом лезть в калашный ряд, то бишь в так называемую историческую науку. Но никто не может запретить мне спросить людей знающих: "Что это было в Суздальской земле? Православное христианство, пришедшее из Византии через Киев, как утверждают отечественные историки и служители церкви или нечто иное, не имеющее отношения ни к Царьграду в целом, ни к Киеву в частности?"