Про реальных ботаников
alexa_bell — 26.11.2021Видимо, так устроен человеческий мозг, точнее, человеческая мысль, что ей проще функционировать, руководствуясь сложившимися стереотипами. Вот кто такой по жизни молодой человек, тихий, скромный, старающийся держаться незаметно, в очочьках, не умеющий постоять за себя? Конечно, ботаник!
Я по натуре нон-конформист, а потому, следуя своей природе, любые общепринятые стереотипы принимаю чуть ли не в штыки. Взять, хотя бы тех же ботаников. Не придуманных, а реальных. Хотя бы меня. Я с самого детства был увлечён растениями. Ни один мой сверстник в нашей деревне не делал того, что делал я. Нарвать в лесу букет весенних прострелов и неловко подарить его однокласснице - это одно, а накопать тех же прострелов и посадить их в огороде - это совершенно другое.
Я тащил в огород всё, казавшееся мне необычным или редким. Это мог быть не только кустик боярышника, действительно не встречающийся в окрестностях нашей деревни, но и самый обыкновенный куст дикой чёрной смородины или невесть откуда взявшийся сеянец яблони-ранетки. Верхом внедрения парковых культур на огородные грядки явились пятисантиметровые с двумя листиками на вершинке ростки ясенелистного клёна, которые буквально в течение нескольких лет начали превращаться в заросли и потребовали серьёзных усилий со стороны отца, чтобы избавить огород от этой напасти.
Но надо отдать должное и отцу и матери - они никогда не препятствовали моей деятельности по реинтродукции лесных обитателей в наш огород. Ликвидацию разросшихся клёнов я принял без возражений - типичная и обычная по школе работа над ошибками. А вот боярышник и ранетка десятки лет были украшением огорода и радовали глаз, как весной буйным цветением, так и осенью гроздьями красных плодов. Но несомненной удачей был случай, когда однажды в начале лета в нескольких километрах от деревни среди берёз я наткнулся на невиданные ранее венерины башмачки. Они были двух видов - красные и жёлтые. Разве мог я остаться равнодушным к такой красоте?
Жёлтые не прижились, а красные несколько лет ежегодно расцветали в палисаднике под окном нашего деревенского дома и погибли, лишившись моего присмотра, когда я уже служил в армии. Скажи кому-нибудь из парней нашего учебного взвода или отдельной роты, где я позже служил, что я есть самый настоящий и реальный ботаник, они бы просто высмеяли подобное утверждение. Человек, два армейских года не знавший, что такое "салага", "молодой" и тому подобные состояния и вдруг ботаник?
Кто не читал в школьные годы увлекательных романов Майн Рида? Наверное, невозможно найти человека, не знакомого с "Всадником без головы". Вот "Всадник без головы" был в школьной библиотеке, а "Охотников за растениями" и "Ползунов по скалам" почему-то не было. Они мне встретились лишь однажды, когда у меня уже был университет за плечами и диплом с указанием профессии чрезвычайно далёкой от ботаники. Но также не менее далеки были майнридовские герои - профессиональные ботаники от стереотипных "ботаников", каковыми их представляет большинство населения.
Кстати, для тех, кто не знает или забыл, я напомню, что Пётр Семёнов, так любовавшийся сибирскими ирисами, впервые встреченными им у подножия абатского увала, а позже получивший дополнение к фамилии Тян-Шанский, был ботаником. Ботаником, проникшим в Тянь-Шань, охваченный кровавой войной между киргизскими родами. Или Владимир Клавдиевич Арсеньев? По должности офицер Генштаба, выполняющий разведывательные функции, а по жизни? Географ, этнограф, зоолог, ботаник? Прочитайте его "По Уссурийскому краю", "Дерсу Узала" или "В горах Сихотэ-Алиня" и попробуйте дать правильный ответ.
Несмотря на то, что по профессии я совсем не ботаник, но на почётном месте в моей библиотеке стоят оба издания книги Георгия Васильевича Крылова "Травы жизни и их искатели". "Траву" Владимира Солоухина я просто перечитываю время от времени. Когда представилась возможность, я с удовольствием пополнил своё книжное собрание "Разумом цветов" Мориса Метерлинка. Мне импонирует, что область его интересов лежала в той же плоскости, что и моя сегодня. Среди его увлечений не только цветы, но и пчёлы. Кто-то читал его "Жизнь пчёл"?
Кстати, пчелы и цветы наиболее тесно связанные сообщества. Если даже какие-то цветковые растения могут существовать без пчёл, то пчёлы без цветов невозможны. Совсем. А потому я свои сегодняшние ботанические усилия осуществляю прежде всего в интересах пчёл. Навряд ли любители цветов сочтут украшением клумбы топинамбур. Мол, это не столько цветок, сколько овощ. Но я в топинамбуре вижу исключительно цветок. И не просто цветок, а замечательный цветок. Во-первых, его любят посещать медоносные пчёлы, собирая пыльцу и нектар, а, во-вторых, он цветёт непрерывно чуть ли не с начала лета и до самых крепких осенних заморозков.
Можно ли что-то хорошее сказать про осот? Летом в школьном трудовом лагере мы занимались только тем, что вручную уничтожали осот на совхозных полях. Это позже появились пестициды и отпала необходимость в дополнительных трудовых руках. Я уже говорил о стереотипах. Не каждый может их преодолеть. Вот и я, несмотря на свой нон-конформизм, видя буйно подымающийся осот на своей усадьбе, с трудом удерживаю руку, тянущуюся вырвать его. Благоприобретённый инстинкт. Но вовремя включается голова: "Стоп! Это ценнейший медонос!" - и рука останавливается на полпути.
Заведя пчёльник, я словно вернулся в свою ботаническую сущность. Я опять тащу из близ лежащего и не только близ лежащего леса самые разные растения, начиная рябиной и заканчивая какими-то цветами неизвестных мне названий, но зато посещаемых пчёлами. Так постепенно вокруг моих ульев формируется сад и цветник из естественно произрастающих растений. Говорят, сейчас это модно. Недавно на эту тему нашёл даже английский фильм. Оказывается, вовсе не зазорно сегодня не только быть ботаником, но и признаваться в этом, несмотря на господствующие стереотипы. Просто есть реальные ботаники и есть "ботаники" расхожих стереотипов. И это далеко не одно и тоже.
|
</> |