Метро Стокгольма. Подземный "Королевский сад".
society_at — 09.12.2022 Третья линия стокгольмского метро, отображаемая на схемах синим цветом, всегда славилась необычной отделкой станций, повторяющей форму гранитных скал, в которых она построена. Девятнадцать станций из действующих двадцати, за исключением одной наземной, здесь имеют подобный вид, среднестатистическая глубина заложения подземных станций на этой линии самая глубокая в Стокгольме, а перегоны между ними гораздо длиннее, чем на других линиях. Предлагаю посетить одну из них в самом центре Стокгольма, названную в честь парка, находящегося по соседству с одним из выходов со станции.1. По схеме распределения пассажиропотоков станцию стокгольмского метро "Kungsträdgården" (Королевский сад) можно отнести к лондонскому двухсводчатому пилонному типу, представляющему собой два разделённых подземных зала с перронами, к которым прибывают поезда. Эскалаторы привозят пассажиров в небольшие аванзалы, расположенные в торцах станции, откуда пассажиры попадают на перроны, расположенные в боковых залах. Однако отделка станций этой линии делает её сходство с подобными лишь техническим.
2. Ещё одна деталь, отличающая такую станцию от пилонной двухсводчатой - проход между перонными залами станции в самом её центре. Некоторые аналогичные по конструкции станции стокгольмского метро имеют выход на поверхность прямо из этого пешеходного тоннеля в центре станции, а не из её торцов.
3. Местами отделка станции отсутствует полностью и взору пассажиров являет себя ничем не прикрытая горная порода, довольно влажная и кое-где даже поросшая мхом. Однако за 42 года работы по неведомым мне причинам сырость здесь не успела серьёзно навредить работе метрополитена.
4. Особый колорит станциям линии придают составы из архаичных старых вагонов, которые на третьей линии метро Стокгольма встречаются чаще, чем на других. Здесь они эксплуатируются на равных с современными почти бесшумными C20, составляющими основу парка этого метрополитена. Головной вагон в составе, изображенном на фото, имеет серию C14, работает под номером 1324, построен в 1986 году.
5. Станция построена в 1977 году и на сегодняшний день является конечной. Оборотные тупики за станцией не предусмотрены, поэтому поезда, прибывающие поочерёдно то на один, то на другой путь станции, после непродолжительного отстоя уходят с тех же путей, на которые прибывают. На верхней строчке электронных табло над перронами в минутах указывается время, оставшееся до отправления ближайшего поезда, и название станции, до которой следует поезд, а на нижней в виде бегущей строки - та же информация для двух следующих поездов.
6. И конечно же ни одна станция метро Стокгольма не обходится без часов, как и любой остановочный пункт общественного транспорта в этом городе. А иначе зачем смотреть расписание не зная точного времени? Всё логично.
7. Продление линии метро от этой станции планируется на 2025 год с вилочным движением. Одно из направлений устремиться в волость Накка в восточном пригороде Стокгольма, а второе будет дублировать часть наземного участка первой (зелёной) линии, построенного ещё в далёкие 50-е и в скором времени планируемого к закрытию. Остальная часть первой линии между станциями "Sockenplan" и "Hagsätra" будет подключена к новому участку и перейдёт к третьей линии.
8. Один из торцов станции украшен декоративными решётками, отделяющими аванзал от перронов и придающими подземному пространству немного мистический вид.
9. Западный выход со станции.
10.
11. Восточный аванзал оформлен несколько иначе, в греческом стиле и выглядит менее мрачно.
12. Греческую тематику продолжают скульптуры, которые встречаешь по пути к восточному выходу.
13. К сожалению с освещением на станциях такого типа довольно плохо, поэтому сорри за качество некоторых фото. Из украшений станции показать получилось далеко не всё.
14. Здесь же нашлось место для подземных растений. Правда не совсем понимаю, как они обходятся здесь без солнечного света?
15. Восточный выход со станции. Как и везде в Стокгольме обычно это три эскалатора и кабинка лифта для людей с ограниченными возможностями и колясками, движущаяся по наклонному ходу параллельно эскалаторам аналогично фуникулёру.
16. Из наземного вестибюля, встроенного в здание, попадаешь в одноимённый парк "Kungsträdgården" - Королевский Сад. Строительство выхода со станции планировалось уже на начало 70-х и предусматривало снос части парка, но жители города вышли на забастовку против уничтожения достояния города, приковывая себя к деревьям. В итоге власти города пересмотрели проект и перенесли выход со станции в другое место, оставив парк не тронутым.
17. Отсюда открывается вид на Королевский дворец, находящийся на острове Stadsholmen.
18. В северной части парка с августа 1998 года растут 63 сакуры, цветение которых украшает парк каждый год с конца апреля до начала мая. В это время здесь можно встретить особенно много народа.
19. Цветение сакур.
20. Сакуры посажены по обе стороны вдоль фонтана Wolodarski, имеющего прямоугольную форму и находящегося в самом центре северной части парка.
21. Южную часть парка занимает "Площадь двух Карлов", которая находится между памятниками королям Швеции Карлу XII - самому амбициозному королю, при котором Швеция достигла наибольшего величия, и Карлу XIII - королю, оказавшему самое минимальное существенное влияние на политику государства за время своего правления.
22. Собственно Карл XII.
23.
24. Карл XIII.
25.
26. Между "двумя Карлами" расположился фонтан Мулина, сделанный изначально Юханом Петером Мулином из гипса в 1866 году, а затем семь лет спустя отлитый в бронзе в 1873 г.
27.
28. Фонтан изображает древнего скандинавского бога океана с женой и девятью дочерьми, слушающего игру Водяного на арфе.
29. Фонтан украшен бронзовыми фигурами лебедей.
30. С южной стороны парк ограничивает улица Стрёмгатан, которая проходит вдоль пристани "Strömkajen", откуда отправляются небольшие суда прибрежного плавания компании Waxholmsbolaget, организующей пригородное сообщение по Стокгольмскому архипелагу. Суда "Vaxö" и "Värmdö", построенные в 90-е, порт приписки Ваксхольм.
31.
32. Морское пассажирское судно прибрежного плавания "Skärgården" старше своих предыдущих коллег лет на пятнадцать. Построено в 1978 году, однако работает до сих пор, порт приписки Ваксхольм.
33. Старейшее судно флота Waxholmsbolaget "Västan", построенное в далёком 1900 году. До 1937 года "Västan" работал торговым судном на озере Меларен, затем был продан компании Waxholmsbolaget, в которой работает по сей день. В 1953 году вследствии ремонта обрёл дизельный двигатель взамен парового и новую рубку. С 1937 года по настоящее время работает на пригородных маршрутах по Стокгольмскому архипелагу, порт приписки Ваксхольм.
34. Однако среди старейшего классического флота Waxholmsbolaget есть и суда, сохранившие свой паровой двигатель до сих пор. Одним из таких является "Storskär", построенный в 1908 году в Гётеборге и работающий на маршрутах Стокгольмского архипелага с 1939 г., порт приписки Ваксхольм.
35. Ещё одно историческое судно, до сих пор работающее на своём "родном" паровом двигателе - S/S "Norrskär". Построено в 1910 г., взято на службу в Waxholmsbolaget в 1947 г. В 1967 пострадал от пожара, но был восстановлен, впоследствии в 1993 получил новую рубку, а в 1970 и 2000 были заменены паровые котлы. Работает на пригородных маршрутах Стокгольмского архипелага, порт приписки Ваксхольм.
36. С пристани открывается вид на Старый город, улицу Slotsbacken и Королевскую площадь.
Благодарю за внимание!