метафора

Глава 1. Метафора

Сначала — домашнее задание (напомню, что надо предложить несколько проработанных вариантов решения, которых НЕ БУДЕТ в конце книги).
Представьте, что в процессе эволюции предки человека не утратили бы хвост. И у нас был бы сегодня роскошный хвост длиною в полметра с красивой кисточкой на конце. И этот хвост своими движениями безошибочно передавал бы все основные эмоции человека — страх, гнев, дружелюбие, любовь и т.д. Как это повлияло бы на всю человеческую цивилизацию? Как изменились бы нормы приличия? Как поменялся бы транспорт, одежда и мебель? Как люди врали бы и т.д.?
«Понять — значит упростить»
/Д. Строгов/
Интересно проследить — как на протяжении истории менялись представления людей о способах мышления. В библейской концепции Бог вдохнул в человека вечную душу — некую нематериальную субстанцию, которая оживляет человека, отличает его от животных и с помощью которой человек думает и чувствует. После смерти человека душа покидает тело. Поверить алгеброй гармонию — препарировать душу или попытаться понять, как именно она функционирует, было кощунством.

Древние египтяне тоже мозгом не интересовались. При бальзамировании они тщательно сохраняли важнейшие органы, предназначение которых они понимали. Каждой мумии фараона полагалось по четыре сосуда, украшенными головами богов. Амсет (с человеческой головой) хранил печень, Дуамутеф (с головой шакала) — желудок, Кебехсенуф (с головой сокола) — кишечник, а Хаки (с головой павиана) — легкие. Согласно Геродоту мумификация начиналась с того, что нужно было «взять кривую железку и вместе с ней вывести мозг через ноздри, тем самым избавиться от его части, в то время как череп очищался от остальных частей путем ополаскивания различными настойками».
Великий Аристотель тоже считал, что мозг — орган гораздо менее важный, чем печень или сердце: «Никаких ощущений причиной он не служит, как и сам лишен чувствительности, так же как любое из выделений». Он писал, что мозг нужен для охлаждения крови — «умеряет теплоту и кипение в сердце» и для выделения слизи из носа. Главным органом мышления и вместилищем души считалось сердце.
«Отец медицины» Гиппократ десакрализировал сердце, поместив разум в мозг: «Некоторые считают, что мы чувствуем сердцем, ибо оно сжимается и замирает при печали и заботах. Однако сердце не способно понимать и мыслить. Это может только мозг и именно он порождает наши чувства… Благодаря наличию мозга мы мыслим и понимаем, видим и слышим, определяем честное и постыдное, хороше и плохое, приятное и неприятное».
Но только древнеримский врач Гален, лечивший гладиаторов, доказал, что существует прямая связь между травмами головы и утратой части умственных способностей.
Люди понимали, что мышление — это сложнейший процесс. При этом они пытались найти какую-то аналогию, поясняющую мышление. Интересно, что для этого всегда выбиралась наиболее развитая на тот момент технология.
Продолжение на Бусти.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |